Образование в контексте стратегических задач развития украины

Образование в контексте стратегических задач развития Украины Меморандум к правительству, профессиональных сообществ, образовательной общины, негосударственных организаций, аналитических центров, деловых кругов, общественности Меморандум разработан коалицией общественных организаций, которая включает: Институт управления общественными изменениями, Институт трансформации общества, Коалиция центров образовательной политики, Центр образовательной политики г... Львова, Киевская ассоциация «Малая академия наук» и другие, а также инициативной группой в составе: Юрий Луковенко (Институт управления общественными изменениями), Александр Коврига (Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина, кандидат экономических наук, Senior Fulbright Scholar), Сергей Клепко (Полтавский областной институт последипломного педагогического образования, кандидат философских наук), Анатолий Филатов (Таврический национальный университет им. Вернадского, кандидат философских наук), Анатолий Копец (Альянс за сохранение энергии), Олег Процак (Центр образовательной политики г... Львова), Валентин Якушик (Национальный университет «Киево-Могилянская Академия», кандидат философских наук), Лидия Митько (Киевская ассоциация «Малая академия наук», кандидат экономических наук) Основные положения Сегодня у нас как никогда шанс создать по-настоящему современную политику развития сферы образования и науки и превратить их в стратегическую движущую силу формирования Новой Украины. Построить современное государство с конкурентоспособной экономикой и высоким уровнем жизни возможно, только имея развитую систему образования.
расценки на ремонт квартир

В ХХ веке только стратегически обустроена сфера образования позволит Украине получить собственное лицо, донести до мира весть о себе и осуществить настоящий вклад в развитие человечества. Мы уверены, что без изменения «человеческих качеств» и повышение гуманитарного потенциала страны невозможно решение сложных задач, стоящих сегодня перед украинским обществом: — борьба с коррупцией и тенизацией экономики; — институционального развития, совершенствования и модернизации управления («административное реформирование» и т. д.); — экономического развития, повышение стандартов жизни (например, достижение так называемых копенгагенских критериев) и завоевания конкурентоспособных позиций в глобальном мире, который строит «экономику знаний»; — построения стратегического единства, консолидации украинского общества на основе гражданских демократических ценностей, преодоления последствий электорального раскола Украины и тому подобное. Сегодня для формирования стратегически выверенной политики развития сферы образования нужна современная институциональная организация. Новые принципы публичного управления, освоение которых задекларировано новым правительством, которые являются общепринятые в странах Европы, требуют существенного институционального совершенствования взаимодействия государственных органов управления с профессиональным и академическим средой, обществом. Открытое партнерство и профессиональное сотрудничество государственных органов, экспертного сообщества, аналитических центров и общества является важным условием успешного решения задачи формирования и реализации новой политики. Меморандум вмещает в себя предложение становления публичного политического пространства, важными элементами которого станут: Консорциум общественных организаций и Национальная комиссия развития образования, которые возьмут на себя ответственность за формирование стратегических приоритетов развития образования путем постоянной содержательной коммуникации, в которой будут включены государственные и неправительственные институты, профессиональные эксперты, СМИ, широкий круг участников развития сферы образования. Ситуация Состояние образования Украины Опыт инновационных проектов, профессиональных исследований и практической работы участников инициативной группы коалиции общественных организаций позволяет констатувати1 следующее: А. Сфера образования и науки существует как форма «социальной защиты» В политикуме Украины образование пока трактуется как социальная, непроизводственная и затратная сфера, а не как сфера стратегических инвестиций, из-за которых закладывается фундамент будущего развития страны . Сегодня сфера образования и науки Украины организована «по-советски», теряя преимущества прежней образования СССР и наследуя все ее черты и недостатки. В государственной политике Украины задачи стратегического развития образования и науки как крайне важного условия экономического, политического прорыва и европейской интеграции имеют второстепенный статус. Б. Разрыв между построением сферы образования и науки и требованиями рынка В период общественно-политических и рыночных преобразований в Украине образование фактически занимала второстепенное положение. В связи с этим сформировался разрыв между институциональным развитием сферы образования и другими институтами общества, которые сегодня более адаптированы к условиям рынка. Все больше становится противоречие между рыночными (капиталистическими по существу) отношениями практически во всех сферах жизни и «уравниловкой», что до сих пор сохраняется в сфере образования и науки. Реформирование прав собственности, хозяйственных и регулятивных отношений в сфере экономики никоим образом не сопровождались параллельными широкими институциональными преобразованиями в области знания, образования, их роли на рынке труда. Деятельность сферы образования неадекватна новым требованиям, возможностям, которые открываются на международных рынках и в глобальном разделении труда. В. Фрагментарность образовательного и академического пространства В сфере образования и подготовки кадров распад коммуникативного пространства (относительно интегрированного в бывших республиках СССР) привел к разрыву в доступе к интеллектуальных и финансовых ресурсов. Общенациональная профессиональная коммуникация практически во всех профессиях и в академической сфере так и не сформировалась. Многие талантливые представителей высшей школы ориентируются на Запад; они отдают предпочтение контактам с иностранными партнерами, пренебрегая связями с соотечественниками из других организаций и регионов. Педагоги и исследователи в целом стали меньше читать работы друг друга, почти отсутствует коммуникация с накопления, анализа и передачи профессионального опыта. Сохранение традиционного распределения знания на «академическое», «вузовское» и «отраслевое», классно-урочная система преподавания предметов уже не соответствуют сегодняшним реалиям политической жизни, организации хозяйства; они неадекватны современным принципам управления, роли и месту гражданина в конкурентном обществе; это тормозит финансирование инновационных проектов и научно-технологическое развитие организаций, распыляет человеческий потенциал нации. Г. Коррупция деморализует сферу образования и дезориентирует общество Как реакция на сногсшибательное расслоение в доходах, уровне жизни в обществе появились девальвация академических ценностей. Пребывание кадров сферы образования и науки на рубеже «выживание», практика фальсификации, «покупки и продажи» оценок, дипломов и ученых степеней за счет доступа к финансовым и административным ресурсам дискредитируют сферу знания, лишают смысла и разрушают образование в нашем обществе. Это неизбежно сказывается на стратегических интересах страны, поскольку образование и академическая сфера не ограничены национальными границами, они устройство мировых сетей знания.

Рубрика: Гуманистическая педагогика

- 12.09.2018