О игровые формы обучения в вузе часть 2

О игровые формы обучения в вузе. Наше государство требует активных и творческих специалистов, которые, во-первых, должны основательную теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности, во-вторых, были бы способны самостоятельно принимать решения, связанные с профессиональной деятельностью, а следовательно, создавать собственными силами новые ценности.
видеодомофон купить

Кроме того, каждый специалист, в частности менеджер, должен осознавать, что с получением диплома об образовании его обучение не заканчивается: он должен быть готовым к непрерывному самообразованию, к постоянному обновлению своих знаний, уметь адаптироваться к изменениям и даже корректировать свою профессиональную деятельность. Студент должен стать не потребителем, а творческим соискателем знаний как в учебной работе под руководством преподавателя, так и во внеаудиторной самостоятельной работе. Большие возможности формирования личности специалиста содержит имитационно-игровой подход к организации учебной работы со студентами, а использование дидактических игр на занятиях обеспечивает профессиональное направление, положительную мотивацию учебно-познавательной деятельности студентов. Научно-педагогическая и методическая литература содержит много определений понятий «деловая игра» и «учебная игра», но единого подхода нет. О. О.Вербицький отмечает, что в самом широком смысле «деловая игра» может быть определена как знаковая модель профессиональной деятельности, контекст которой задается знаковыми средствами — с помощью языка моделирования, имитации и связей, включая естественную язык. О. В.Козлова и Л. М.Разу, определяя понятие «деловая игра», выделяют такую ее качество, как принятие решений. Понятно, что характерной чертой деловой игры является моделирование участниками содержания игры и процесса той или иной будущей профессиональной деятельности и системы их отношений внутри заданной модели реального производственного коллектива. Многие авторы характеризуют деловую игру как просто дидактическую, хотя это совсем не так. Деловая игра — это управленческая игра, в определенном смысле имитация профессиональной деятельности, связанной с управлением определенного рода деятельности. Такие игры используются для развития творческого мышления, формирования практических умений и навыков, для стимулирования внимания и повышения интереса студентов к занятиям, активизируют процесс овладения будущей профессией. Например, при изучении основ менеджмента можно использовать следующие игры: „ Выбор оптимальной стратегии продвижения нового товара на рынок «, „ Вступление в должность начальника отдела сбыта продукции», „ Выбор оптимального решения «, „ Разработка рекламы определенной компании» и др. Используя предварительное толкование, становится понятно, что студенты первого курса для проведения деловых игр еще не готовы. Деловая игра является разновидностью непродуктивной деятельности, в ходе которой имитируются конкретные производственные ситуации, реальные взаимоотношения между людьми, которые в них задействованы согласно их профессиональными обязанностями. Во время игры отрабатываются профессиональные, личностные, коммуникационные навыки, модели и стратегии поведения. Компоненты игровой деятельности: задача участников — выиграть по правилам; распределение между участниками игровых ролей; построение по определенным правилам игровых действий; определение критериев и механизма оценки деятельности студентов; тип взаимодействия — конкурентная событие; результат — выявлен победитель. Игровые действия определяются целевым аспектом игры. Они могут задаваться сценарию или формироваться самими игроками в соответствии с их собственным видением ситуации и поставленными перед ними конкретными задачами. В процессе обучения выделяют (В. Д.Якобсон) четыре основные группы игр в соответствии с характером познавательной и трудовой деятельности студентов: 1) игры, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, предусмотренных программой учебного предмета; 2) игры, направленные на формирование общих способов познавательной деятельности, культуры, учебного труда, опыта творческой деятельности; 3) игры, направленные на формирование опыта научно-исследовательской деятельности по профилю специальности; 4) профессиональные игры. В ходе этих игр у студентов формируются самостоятельность, организованность, деловитость, дисциплинированность, творческая активность, коллективистские качества личности (сотрудничество, взаимопомощь, взаимная требовательность, честность и др.). Игровые формы обучения используются не для того, чтобы развлечь студентов, а чтобы пробудить в них стремление к преодолению трудностей. Цель игровых форм — удачно совместить игровые и учебные мотивы и в этой деятельности, постепенно сделать переход от игровых мотивов к учебным, познавательных. Для этого при разработке методики игровых занятий нужно соблюдать того, чтобы деятельность студентов была игровой по форме, т. е. вызывала такие же эмоции, переживания, и игра, и в то же время давала возможность активно получать необходимые сведения, возобновлять «пробелы» в знаниях , способствуя воспитанию познавательных интересов. Оценивая учебные игры в целом, можно выделить их преимущества по сравнению с традиционными формами обучения: — игра способствует установлению отношений сотрудничества между преподавателем и студентом, а также между студентами в рамках игровой подгруппы; — игра способствует глубинном усвоению и запоминанию учебного материала, его творческому восприятию, пониманию и использованию;

  •  — игра по сравнению с традиционными методами переносит центр тяжести воспитательного воздействия с преподавателя на коллектив;
  •  — игра ослабляет рецептивную и усиливает самостоятельную работу студентов;
  •  — игра активизирует познавательную, интеллектуальную и творческую потребность студентов и активизирует соответствующую инициативу;
  •  — игра активизирует самообразование студентов;
  •  — игра формирует коммуникативные умения;
  •  — в игре обьективизуеться оценка деятельности студентов;
  •  — игра предоставляет студентам удовольствие процессом обучения.
К недостаткам учебных игр следует отнести:
  •  — в условиях игры студент не может работать над отдельными вопросами столько времени, сколько в силу его интеллектуальных особенностей ему бывает необходимо; он вынужден подчиняться ритму игры; в условиях игры студент возбужден, он часто выходит на пик активности и иногда не имеет возможности думать спокойно.
Важной педагогической условием эффективного использования игровых занятий профессиональной направленности является создание условий для самовыражения личности, обеспечивающих развитие инициативности, самостоятельности и творчества. Целесообразность использования игровых занятий заключается в том, что они рассчитаны на более широкий диапазон мотивов. Так, у студентов, у которых отсутствуют познавательные интересы, они могут вызвать игровой мотив — деятельность будет творческой; для студентов со стойкими учебными интересами игровой мотив лишь подкреплением познавательных мотивов. Литература
  1. 1. Вербицкий А. А. Деловая игра как метод активного обучения // Современная высшая школа. — 1982. — №3. — С. 129-142.
  2. 2. Козлова А. В., Раза Л. Н. Деловые игры и их роль в повышение квалификации кадров. — М .: Знание, 1978. — 64 с.
  3. 3. Щербань П. М. Учебно-педагогические игры. — М .: Высшая школа, 1993. — 119 с.

Рубрика: Гуманистическая педагогика

- 11.10.2018