Объективность при оценке знаний студентов

Объективность при оценке знаний студентов От объективности зависит эффективность всего процесса педагогического оценивания. Из-за отсутствия или ошибочность в объективности возникает больше недоразумений, нарушается стимулирования в изучении языка. Необъективная оценка влияет на выработку равнодушия к знаниям, в том числе и к овладению иностранного языка, стремление к поверхностному ее усвоения, ради получения только более высокой оценки. Оценка становится эффективным стимулом обучения при условии, что она справедлива и придерживается объективность в требованиях ко всем студентам. Особенно важно, чтобы студенты почувствовали и признали справедливость и доброжелательность преподавателя. Оценка за успешность не должна зависеть от тех или иных особенностей поведения студентов или личных недоразумений с преподавателями, что нередко случается в педагогической практике. Исследовательница этой проблемы В. М. Бочарникова считает, что оценку можно считать объективной, если она соответствует тем усилиям, которые студент затратил на усвоение учебного материала. Такое определение несколько ограничено, поскольку сами по себе усилия не могут быть критерием оценки успехов студентов. Оно может быть учтено как один из важных аспектов оценки, как проявление уважения к студенту за добросовестность и трудолюбие. Объективность оценки, включая этот психолого-педагогический подход и сочетается с оценкой настоящих знаний студента.
смена школы для ребенка

Ведь то, что более способный студент меньше тратит усилий по сравнению с тем, кому нужно затратить больше времени на усвоение программного материала, вовсе не означает, что к нему применена необъективный подход при оценке. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «оценка морально оправдана только тогда, когда учитель оценивает не способности, взятые, так сказать, в чистом виде, а в единстве труда и способностей, причем на первое место ставится работа». Уместным есть замечания Я. А. Коменского по одаренных, способных детей, которые нуждаются в большей загруженности по сравнению с другими: «Острый, подвижный ум, лишенный серьезной работы, будет наполняться жалким пустым и вредным содержанием и станет причиной собственной гибели» / 7, с.284]. Понятно, что это касается и способных студентов, которые нуждаются в большей загруженности в процессе обучения и, соответственно, в ходе педагогического оценивания получают оценки за свои реальные знания. При всей важности объективно выставленной оценки существенной является и психолого-педагогическая мотивация, объясняет студенту справедливость позиции преподавателя в его оценке знаний. Этот принцип означает, что оценка должна характеризовать качественный показатель знаний, независимо от методов и средств оценивания, которые использует преподаватель, осуществляющий этот процесс. Психолого-педагогический принцип объективности в процессе оценивания знаний по иностранному языку требует особого подхода. Именно поэтому освоение иностранного языка (английского) в корне отличается от процесса изучения биологии, географии, истории, математики, физики, химии, которые формируют определенные представления о реальной действительности. Например, астрономия изучает небесные тела, история — развитие общества и его законы, физика — законы существования и движения материи. Язык является лишь средством формирования, формой существования и выражения мысли об объективной реальности. Иностранный язык (например, английский) как учебная дисциплина — «Беспредметный» в том смысле, что есть только носителем определенной информации. В. Гумбольд отмечает, что "человек чувствует и знает, что язык для нее лишь средство, а снаружи есть неизвестный мир, в котором она пытается освоиться с помощью языка. Психолого педагогический принцип объективности в процессе оценивания знаний по иностранному языку "(английский) как знаковой системы — это оценка за реальное овладение фонетическими и лексическими единицами, грамматическими структурами и умениями высказать свое мнение. Довольно часто одни и те же студенты в разных преподавателей получают разные оценки по одному и тому же предмету. Знание те же, а оценки — разные. Несколько преподавателей иностранного языка спросили, на что они обращают внимание в ответах студентов при оценке. Одни назвали полноту и образность, остроту и эмоциональность речи; другие — основательное усвоение материала и самостоятельность суждений и мнений; некоторые — умение анализировать, оригинальность ответа. При всей разногласия высказанных соображений, каждый из преподавателей прав по-своему, потому что все названные составляющие относятся к критерия оценки знаний. Нужно учесть полноту, глубину, систематичность, основательность знаний, которые отражают различные стороны требований к студентам при оценке. Однако полностью устранить субъективизм в оценке знаний и умений, пожалуй, невозможно, поскольку оценивание осуществляет на практике живой человек со своими качествами, особенностями, опытом, эрудицией, мастерством, влияющих на отношение к тому, кого оценивают, Есть отметить, что психолого-педагогический принцип объективности в процессе оценивания знаний выступает также как характерная черта деятельности. Быть объективным, отмечает исследовательница A. В. Бляшевська, означает не поддаваться чувствам симпатии или антипатии, а строго соблюдать установленные нормы и критериев оценки, ее правильности и обоснования, а также учитывать степень обученности, то есть полноту, глубину, основательность, систематичность знаний. Основой при оценке знаний является уровень обучаемости. Различают пять таких уровней: распознавание, запоминание, понимание, умение, перенос — высокий уровень обучаемости, при котором студенты творчески применяют приобретенные теоретические знания на практике, используют их в новой ситуации, которую диктует научно-технический прогресс. Преподаватель должен обратить внимание на то, как студенты применяют полученные знания на практике и объективно их оценить. Принимая решение, педагог объясняет (хотя и не всегда), почему он выставляет ту или иную оценку. Если аргументация убедительна, то воспринимается студентами как объективная, так в определенной степени совпадает с их собственным мнением. Психолого-педагогический принцип объективности в процессе оценивания знаний способствует формированию чувства радости успеха, а это мощный эмоциональный стимул, от которого зависит желание студента получать знания, быть одним из первых в изучении предмета, в том числе в освоении иностранного языка.

Рубрика: Искусство воспитания

- 16.04.2018