Интегративные тенденции в образовании детей с особыми потребностями в украине

Интегративные тенденции в образовании детей с особыми потребностями в Украине. Развитие независимого Украинского государства побудила к новому видению развития его интеллектуального потенциала, ускорила изменения в общественной жизни, что вполне естественно, актуализировало сложные психолого-педагогические проблемы развития всей национальной системы образования. Система образования в Украине рассматривается как основа национального и духовного возрождения общества. Сегодня мировое сообщество переходит к новой парадигме — «единое общество, которое включает людей с разнообразными проблемами». Согласно уставу Организации Объединенных Наций, Всемирной декларации о правах человека дети-инвалиды имеют равные права и возможности с другими людьми. Конвенция ООН о правах ребенка как документ международного уровня побуждает каждое государство до приведения национального законодательства в соответствие с этим «всемирной конституцией прав ребенка». На пути развития независимого демократического государства Украина тоже не осталась в стороне от этих проблем. Об этом говорится в Конституции Украины (ст. 53), законах Украины «Об образовании», «Об основах социальной защищенности инвалидов Украины», «Об охране детства». Отдельные государственно-правовые акты направлены на создание социально-экономических условий для интеграции в общество взрослых и детей с особенностями развития, в частности Государственная национальная программа «Образование» (Украина 21 века), Государственная программа «Дети Украины» и другие. В нашей стране создана четкая дифференцированную систему специальных учебно-воспитательных заведений 8 типов, в которых обучаются более 60 000 детей. В то же время, около 40 тыс. Детей, находящихся в интегрированных условиях.
aqua-doc.ru

В Украине интеграционные процессы приобрели признаки устойчивой тенденции 90-х годов, однако эти тенденции имели стихийный характер, поскольку были с инициированы родителями детей с особенностями психофизического развития. Интеграция детей с особенностями психофизического развития в массовые учебные заведения — это процесс, который приобретает все большее распространение в образовании современной Украины, однако, определяя интеграцию одним из стратегических задач развития специального образования, следует отметить, что курс на образовательную интеграцию предусматривает полную сохранность специальных учреждений, которые успешно функционируют на территории Украины и открытия новых специальных заведений, согласно инновационных образовательных моделей. Эта принципиальная установка стратегии развития специального образования в Украине учитывает отсутствие законодательной, экономической и кадровой базы для широкого внедрения интегрированного обучения. Прежде всего следует учесть, не декларативная, а настоящая образовательная интеграция не дешевле традиционной специального образования, а на порядок дороже, обеспечить образовательную интеграцию большинства части детей с ограниченными возможностями в состоянии экономически стабильно, развитое государство. Бесспорно, пытаться обеспечить условия для образовательной интеграции необходимо, однако строя комнату будущего, не стоит разрушать фундамент прошлого. В то же время, наше настоящее — это изменение ценностных ориентаций в образовании, определения уникальности каждого ребенка, обусловлено изменением образовательной парадигмы на гуманистическую «образование для всех, школа для всех». Формируя государственную политику в области специального образования Институт специальной педагогики АПН Украины, при содействии МОН Украины и по инициативе Всеукраинского фонда «Step by Step» проводит широкомасштабный научно-педагогический эксперимент «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях ". Участниками эксперимента стали образовательные заклади16 областей Украины (Киева, Днепропетровска, Полтавы, Львова, Ивано-Франковска, Белой Церкви и др.) Впервые в Украине на научной основе начато организовано обучение лиц с особенностями психофизического развития в интегрированных условиях с обеспечением нормативно-правовой и учебно-методической баз, необходимого коррекционного блока, а также созданием соответствующих бытовых условий. Научно-теоретическим основанием осуществления интегрированного обучения является «Концепция реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными физическими или умственными возможностями», «Государственный стандарт начального общего образования», "Концепция Государственного стандарта специального образования для детей с особыми потребностями «,» Проект Государственной специального образования ". Формирование новой философии государственной политики в отношении детей с особенностями психофизического развития, реализация и распространение модели интегрированного обучения этих детей в общеобразовательных учебных заведениях, обеспечение нормативно-правовой и учебно-методической базы в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. определен как стратегические цели эксперимента. Основой целью является разработка и реализация механизма интеграции детей с особенностями психофизического развития в общеобразовательные учебные заведения, ранней интеграции этих детей в социальную среду с учетом их типологических и индивидуальных особенностей. На 1-х этапах эксперимента определилось отношение общественности к воплощению идей по совместному обучению. Проведенные исследования свидетельствуют о неоднозначном отношении к этим вопросам со стороны родителей, педагогов, учащихся специальных заведений и массовых общеобразовательных школ. В поддержку интегрированного обучения выступили почти 90% родителей, дети, которых обучаются в интегрированных условиях, 58% учителей общеобразовательной школы и менее 10% педагогов специальных заведений. Не оправдано идеей интегрированного обучения считают почти 75% педагогов специальных школ. Полученные результаты свидетельствуют, что родительская община является доминантной по отношению к педагогической и признает интегрированное обучение как потребность, в то же время педагогическая общественность определяет ее как необходимость. О неопределенность отношения к совместному обучению высказались 35% педагогов массовых школ и 15% педагогов школ-интернатов. Таким образом, проведенные исследования показывают, что инициатива родительской общественности сдерживается педагогической. Педагоги школ-интернатов по праву считают, что специальные учебные заведения имеют гораздо больше условий для предоставления образовательных услуг (в том числе коррекционно-ребилитацийних) с особенностями психофизического развития. Учитывая необходимость изменения в отношении педагогов к интегрированному обучению одним из основных направлений начатого эксперимента стала подготовка педагогов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях массовых учебных заведений путем проведения тренингов и курсов повышения квалификации. С этой целью координаторами проекта разработаны и проводятся специальные (72-х часовые) курсы по подготовке учителей начальных классов и воспитателей дошкольных групп нескольких областей Украины к работе с детьми с особыми потребностями в условиях общеобразовательного учебного заведения. Другой формой подготовки педагогического персонала стали учебно-практические тренинги, рассчитанные на 24 часа, во время которых участники имели возможность усовершенствовать знания и практические навыки работы с детьми этой категории. В условиях интегрированного обучения полноправными участниками педагогического процесса, которые активно влияют на развитие личности ребенка, есть родители. Родители принимают непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе, помогая педагогу. Поэтому программой эксперимента предусмотрен ряд мероприятий (часть из которых уже проведено), направленных на подготовку родителей к эффективному участию в педагогическом процессе. Формирование общественного мнения о необходимости обеспечения равного доступа к качественному образованию и деинституализации детей с особыми потребностями стало одним из ключевых моментов начатого эксперимента. С этой целью проводятся Международные и Всеукраинские конференции, Круглые столы, другие массовые мероприятия. Отсутствие нормативно-законодательных документов, направленных на интеграцию детей с особыми потребностями в активную жизнь общества побудила координаторов эксперимента к разработке „ Проекта Положения об организации интегрированного обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (дошкольных) учебных заведениях. Конечно, экспериментальная работа прежде всего предусматривает проведение исследований с целью разработки и определения эффективных форм обучения детей с особыми потребностями и их сверстников. В то же время, мы чувствуем острую потребность в ознакомлении с опытом интегрированного обучения в странах Запада, Америки, в частности, канадского опыта, поскольку именно анализ должен предшествовать любому исследованию. В процессе проведения эксперимента достаточно сложным для решения оказался вопрос разработки и издания учебно-методической литературы для работы с детьми, имеющими особенности психофизического развития. Незначительное количество учебно-методической литературы издана при поддержке Всеукраинского фонда „ Step by Step ", однако, отсутствие средств на опубликование разработанных и разработку новой научно-методической литературы, бесспорно тормозит проведение поисковой работы. Подводя итог вышесказанному, следует сказать эксперимент продолжается, очевидно заранее делать обобщенные выводы, однако определенное резюме все же можно представить. Учитывая новизну, социальную значимость, сложность, комплексность проблем, которые решаются в рамках интегрированного обучения, необходимо предусмотреть проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, которые бы базировались на мировом опыте внедрения интеграции. — Реализация интегрированного обучения требует согласованных и безотлагательных действий со стороны национальных министерств образования, здравоохранения, социальной политики и труда. — Для внедрения интегрированного обучения в повседневную практику необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями. С этой целью важно объединение усилий общественности, благотворительных неправительственных, религиозных организаций, коммерческих структур. — Основными формами сотрудничества и взаимопонимания должны стать регулярные международные научно-практические конференции, семинары по обмену опытом, совместные тематические публикации.

Рубрика: Искусство воспитания

- 23.05.2018