Новые возможности школы в условиях модернизации образования

Новые возможности школы в условиях модернизации образования Мы продолжаем публикацию материалов, которые представляют методические материалы по разработке программ управления качеством образования в современных условиях реформирования системы образования Соединение обучения с формированием их жизненного опыта Изменения в содержании учебного материала, организации образовательного процесса в образовательных технологиях касаются только одного пути достижения нового качества образования — учебного процесса. Но качество образования определяется не только результатами, достигнутыми в учебном процессе, даже если эти результаты имеют интегративный характер. Качество образования определяется соотношением «школьных знаний» и жизненного опыта учащихся, представляет собой совокупность знаний о способах решения проблем, нормы поведения, существующие правила, которых следует придерживаться.
iNitka-интернет магазин пряжи и рукоделия!

Такие знания формируются у всех людей в процессе общения и практической деятельности. Нередко «школьные знания» и жизненный опыт представляют собой параллельные системы. Дети по мере взросления все больше начинают различать ситуации «как в книге» и «как в жизни». Соединение обучения с формированием их жизненного опыта возможно при нескольких условиях: если элементом содержания образования становится жизненный опыт учащихся (на уроках рассматриваются явления, противоречия, проблемы, с которыми ученики встречаются в своей жизни); если в школе используются возможности для привлечения учащихся в проектную деятельность, в процессе которой реализуются «школьные знания»; если в школе формируются межличностные отношения участников образовательного процесса, основанные на принципах, отвечающих целям школьного образования. Создание условий, названных выше, зависит от сложившегося в школе уклада жизни — принятых норм существующих взаимоотношений, традиций, ритуалов, видов деятельности. Оптимизация отношений между участниками образовательного процесса — учениками, их родителями, учителями — связана с регулированием их прав и обязанностей. При обсуждении вопроса о правах детей в педагогической аудитории нередко возникает вопрос об обязанностях детей. Это вполне логично, так как любые права всегда связаны с определенными обязанностями. Необходимость рассмотрения вопроса о взаимосвязи прав и обязанностей детей обусловлена весьма важным обстоятельством, характерной для современного этапа развития образования. Проблема прав детей имеет несколько аспектов. Она может быть проанализирована с разных точек зрения. Данная проблема в первую очередь рассматривается с точки зрения обязанностей общества по созданию условий для полноценного физического, интеллектуального и духовного развития детей. Если признается право детей на образование, то это означает, что общество обязано создать необходимые условия для того, чтобы все дети могли получить такое образование. При этом сами дети могут ничего не знать о своих правах. Но на определенном этапе развития общества ситуация меняется. Обязанности общества по отношению к детям не исчезают. Но сами дети начинают осознавать себя субъектами права, начинают осознавать, что они имеют определенные права, с которыми должны считаться взрослые. Возникает проблема отношений детей и взрослых на основе взаимного признания прав. Проведенное В 2002г. Исследование дало интересную картину осознание учащимися своих прав. В анкету для школьников был включен вопрос о том, как они оценивают соблюдение различных прав детей в условиях своей школы. Среди возможных вариантов ответов был предложен и такой: вообще не знаю о таком праве. Доля опрошенных учеников, выбравших этот вариант, составила в среднем от 2,7% (право свободно выражать свое мнение) до 12,3% (право на профессиональную ориентацию). Но у подавляющего большинства учащихся не возникло каких-либо сомнений в существовании своих прав. Интересно и другое — о существовании прав детей, с которыми должны считаться взрослые, 54,8% опрошенных учеников узнали в школе; 27,7% слышали по радио, телевидению; 25,2% опрошенных школьников узнали о данных права от родителей; 22,1% прочитали сами. Ориентация в правах детей — необходимый компонент гражданского образования. Но вместе с тем ориентация на правах порождает и воспитательную проблему: дети должны осознавать, что их права в полной мере могут быть реализованы, если они сами выполняют определенные обязанности и с уважением относятся к правам других людей, начиная со своего соседа по парте. Речь идет об обязанностях ученика, без выполнения которых невозможно реализовать право на образование; и об обязанностях члена коллектива, без выполнения которых нельзя создать в школе комфортное и безопасное среду; и об обязанностях заботиться о собственном здоровье, без чего оздоровительные мероприятия не принесут какой-либо пользы. Вопрос о соотношении прав и обязанностей учеников связано с вопросом о соотношении прав и обязанностей учителей. Для того чтобы дети научились выполнять свои обязанности, учитель должен выполнять свои. При этом надо учитывать, что обязанности учителя не могут быть безграничны — то учитель обязан делать, а что-то делать он не обязан. Безграничным может быть чувство педагогического долга, но педагогический обязанность относится к категории моральных обязательств, которые каждый учитель принимает добровольно, самостоятельно определяя пределы таких обязательств. Для выполнения своих обязанностей учитель должен иметь определенные права, в том числе при предъявлении требований к ученику, при необходимости влиять на нерадивого ученика и во многих других ситуациях школьной жизни. Естественно, что и права учителя, как и его обязанности, не могут быть безграничны: есть вещи, на которые учитель имеет право, а есть — на которые он права не имеет. Для решения проблемы оптимального соотношения прав и обязанностей участников образовательного процесса надо найти сам способ решения. Можно, конечно, попытаться сформулировать права и обязанности учеников, родителей и учителей и выложить их в каком-нибудь нормативном документе государственного или регионального уровня. Но попытка регламентировать отношения участников образовательного процесса «сверху» ничего хорошего не даст. Административным путем решить данную проблему не удастся. Проблема взаимосвязи прав и обязанностей участников образовательного процесса лучше решать на уровне образовательного учреждения путем переговоров и дискуссий.

Рубрика: Искусство воспитания

- 21.07.2018