Методологические основы технологии создания и использования аттестационных педагогических тестов часть 2

Это далеко не полный перечень вопросов, которые входят в концепцию аттестационного тестирования. Однако несомненно одно — ее необходимо разрабатывать, без этого процесс составления аттестационных тестов будет носит хаотичный, неуправляемый характер, и много сил и средств будут зря потрачены. Необходимость опережающего создания концепции не снимает важность практической работы и не отрицает право на существование уже созданных аттестационных тестов. Понятно, что без развития практического тестирования в нашей стране нет денег на теорию. Но, если эти методологические проблемы не начать решать сейчас, много денег зря пропадет. Естественно, что формированием этой концепции должна быть занята не один человек, а группа авторов, которая включает специалистов по научным методам отбора содержания методологов аттестационного процесса, а главное — тестологов, которые задают и направляют возможные пути создания аттестационных тестов. Вторая проблема методологического характерно связана с разработкой научных методов отбора содержания в рамках построенной концепции. Эта область достаточно подробно исследована.
торт на заказ

Защищено много кандидатских и даже докторских диссертаций, посвященных графо-матричным методам отбора содержания для контроля, структурированию материала и выделению увеличенных дидактических единиц. Но, к сожалению, все это научный запас не используется на практике. Это означает, что разработчики тестов такими методами не обладают. Отбор содержания выполняется, в лучшем случае, на основе интерсубъективной мысли, а по обычаю, существует один авторитет в группе разработчиков, который и руководит всем процессом отбора содержания теста. Является актуальным создание некоторой рабочей группы, которая была бы способна обобщить на научном уровне результаты диссертационных испытаний и осмыслить эти результаты, построить некоторые методики отбора содержания в рамках концепции аттестационного тестирования и тестирования с целью приема в вузы и, что самое важное, довести результаты работы группы к практикам, а также организовывать обучение разработчиков в рамках созданной методики отбора содержания теста. Очень важно ввести одинаковые методы отбора содержания в практику работы разработчиков тестов, если ставится задача оценки качества структуры знаний. В этом случае тест строится на основе четко структурированного содержания, потому что задания тестов должны соответствовать шкале Гуттмана, которая отражает идеально планируемую структуру знаний. Третья проблема методологического характера связана с выбором теории разработки и применения методов исследования эмпирических данных, то есть с выбором методологического подхода, который определяет пути профессиональной разработки педагогических тестов. Исторически сложились два основных теоретические подходы разработки и использования педагогических тестов. Первый на основе классической теории тестов, второй в рамках теории латентно-структурного анализа, которую правильнее было бы назвать методологией, поскольку это теория разработки и применения методов исследования эмпирических данных (теория методов). Это действительно методологический подход, в рамках которого разработаны определенные математические модели, позволяющие связать наблюдаемые переменные с некоторыми точками на латентной шкале. Очевидно возникает проблема выбора, проблема предположение того или иного подхода к разработке и применению тестов. Теория LSA или правильнее основана на ней JRT (современная теория тестирования) более эффективна, но сложнее в использовании. Необходимо применяться мощный математический аппарат, разрабатывать дороже и более сложнее программное обеспечение. Использование JRT требует высокой квалификации как от разработчиков, так и пользователей тестов. Четвертая методологическая проблема связана с выбором шкалы. Необходимо решить, какой уровень имеет измерения: порядковый или интервальный. Большинство задач тестов обеспечивают измерение только в порядковой шкале. Для некоторых уровень измерения носит дискуссионный характер. Например использование ТОЕFL — интервальной шкалы. Еще одна проблема методологического характера связана с построением шкал на основе минимальной разницы и длины теста. К числу методологических необходимо отнести проблему выбора типа валидности, соотношение в правильных пропорциях критической и прогностической валидности, а затем принятие единой процедуры, установления валидности аттестационных тестов и тестов для приема в вузы. Не считая решения ряда теоретических вопросов, связанных с методами разработки тестов и оценки их качества, в рамках методологии надо думать о научной организации всего процесса в целом, как в сфере разработки, так и в сфере применения педагогических тестов.

Рубрика: Образование

- 06.06.2018