Влияние творчества профессора а. н. граборова на развитие украинского олигофренопедагогики

Влияние творчества профессора А. Н. Граборова на развитие украинского олигофренопедагогики Личность ученого во многом определяет становление и развитие любой сферы знаний. Одной из таких центральных фигур в отечественной дефектологический науке была личность профессора Алексея Николаевича Граборова (1885—1945 pp.) — Его творчество гармонично совпадает с периодом расцвета таланта классика общей и специальной психолого-педагогической науки Льва Семеновича Выготского. В сотрудничестве они и заложили основы современной олигофренопедагогики. Ученый жил в сложные времена, насыщенные многими социальными противоречиями, но для дефектологии и, в частности, олигофренопедагогики это был период их становления. А. Н. Граборов, одному из первых среди дефектологов царской России, удалось еще в 1915 году открыть в Петербурге вспомогательную школу для глубоко умственно отсталых детей. Об интересе педагогической общественности к дефектологической теории и практики того времени, свидетельствуют многочисленные архивные материалы. В частности, по нашему мнению, интересным фактом в истории становления системы подготовки кадров дефектологов является то, что в августе 1910 года в Петербурге, на базе педологических курсов был создан Педологический академию — учебное заведение гражданской инициативы, готовивший педагогов высшей квалификации.
Психолог в СПБ

Академия вошла в систему учреждений петербургской лиги образования. Согласно уставу, слушателями академии могли быть лица обоего пола без учета национальности и вероисповедания, которые уже закончили полный курс высших учебных заведений. Программу обучения была рассчитана па два года. Она включала общие (основные и дополнительные) и специальные дисциплины. В частности, педагогическую психологию, историю педагогики, школьную гигиену, патологическую педагогику (дефектологию), школознавство, вступление к педагогике, анатомию, физиологию, психологию, историю философии, историю искусств и литературы, основы математического метода, энциклопедию права, методику и историю учебных дисциплин ( в сочетании с историей соответствующих наук). Занятия в академии начались еще задолго до ее официального открытия — в 1908 году. Преподавателями были ведущие ученые того времени и методисты-практики. Среди многочисленной когорты педагогов академии необходимо, прежде всего, назвать И. П. Павлова, МЛ. Караева, В. А. Вагнера и др. Чтение лекций сопровождалось проведением практических занятий, лабораторных исследований, экскурсий, подготовкой и обсуждением рефератов. Академия имела тесную связь со всеми регионами страны, где оказывала существенную помощь педагогам специальных школ в организации летних курсов учителей. Па базе академии, а также целого ряда других учебных заведений, которые были основаны при непосредственном участии А. Н. Граборова, совместно с коллегами-единомышленниками создали широкую сеть учебных курсов для родителей детей с особенностями физического или психического развития. Эта форма сотрудничества с родительской общественностью способствовала эффективной социализации ребенка во взрослую жизнь. Педагоги совместно с врачами раскрывали все аспекты проблемы умственно отсталого ребенка в семье; работу семьи с ребенком; единые педагогические требования семьи и школы в воспитании ребенка. Свидетельством активной социальной и научной позиции А. Н. Граборова была организация им совместно с выдающимся отечественным психиатром В. М. Бехтерева, а также еще с целым рядом педагогов-единомышленников (Е. В. Геру, М. П. Ростовская, Л. Г. Оршанский) в 1914 году совещания дефектологов страны с участием руководства Министерства народного образования. Результатом работы этого собрания стали определенные сдвиги в налаживании деятельности системы вспомогательных школ и вспомогательных классов при учебных заведениях. Большие социальные потрясения, произошедшие в начале прошлого века, коснулись всех сфер человеческой деятельности и, конечно, не составляли исключения и вспомогательные школы. Понимая всю сложность ситуации, сложившейся в сфере организации жизни учебных заведений данного типа, в начале 1919 года группа ученых-дефектологов, среди которых ведущее место занимал А. Н. Граборов, провела Первый Всероссийский съезд по борьбе с детской дефективность, беспризорностью и преступностью. А. Н. Граборов, опираясь на поддержку прогрессивной педагогической общественности того времени, удалось внести в резолюций этого научно-методического форума целый ряд принципиальных положений, среди которых главное место занимали вопросы об умственной дефективность, о типах умственно отсталых детей, о принципах организации трудового обучения учащихся. Вполне логичное продолжение реализации широкого спектра дефектологическую проблем нашло свое отражение и на Втором съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних (СЛОН), состоявшегося в 1924 году. Л. С. Выготский и А. Н. Граборов были центральными фигурами-организаторами работы секции воспитания и обучения умственно отсталых детей. В провозглашенных докладах профессор А. Н. Граборов высветил целый ряд актуальных вопросов: о типах учреждений для умственно отсталых и их цели; о вспомогательной школе, задачи и учебный план; о воспитании простых индивидуальных и социальных реакций; об опыте организации детского среды. В частности, отметим, что в своих докладах и UC Выготский и А. Н. Граборов впервые обратили внимание педагогической общественности на серьезность проблемы развития потенциала ребенка с особенностями умственного развития путем привлечения ее к детского самоуправления. Ученые взвешенно видели в развитии самоуправленческие основ учеников возможность интенсифицировать процесс их подготовки к самостоятельной жизни на основе целенаправленного формирования соответствующих черт личности: самостоятельности, общественной активности, ответственности, умений устанавливать отношения с другими и тому подобное. Едва ли не впервые исследователи поставили вопрос о налаживании педагогически целесообразного руководства этим процессом со стороны педагогического коллектива учебного заведения. Такое видение этой проблемы существенно расширяло горизонты профессионального восприятия педагогами специальных школ личностного развития умственно отсталых школьников, устанавливало действенные связи между научно взвешенной педагогической деятельностью и формированием у учащихся черт личности, значимых для дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Период становления отечественной дефектологии как науки и практики в 1920—1930 годах прошлого века характеризовался многим признакам, среди которых особое место занимает научная деятельность А. Н. Граборова и его современников. А. Н. Граборов был одним из первых среди ученых, создавших классические учебники и учебные пособия для студентов дефектологических факультетов педагогических учебных заведений бывшего Советского Союза. Его книги уже много десятилетий служат не только научно-методическим обеспечением для студентов, но еще и весомым источником получения научной информации для ученых коррекционной педагогики. Автор подводит определенные итоги в развитии дефектологической теории и практики, освещает тогдашнее понимание дефектологическую проблем. Ученый использовал огромную массу отечественных и зарубежных источников, в частности, тех, которые не были в то время переведены на украинский или русский языки, рукописи классиков психолого-педагогической мысли, архивные материалы. Исследователь широко использовал и материалы из опыта организации и проведения коррекционно-воспитательного процесса широкой сети вспомогательных школ страны, в том числе и тех, в которых лично работал много лет. Осознавая, что освещение истории целой науки, даже ее отдельных страниц, с удивительно сложной проблемой, поскольку па основе глубокой систематизации научных источников необходимо определить методологические основы в прошлом, а затем, руководствуясь историко-педагогическими знаниями, сформировать четкую программу развития на будущее, профессор А. Н. Граборов. и представители его многочисленной научной школы начали процесс закладывания основ современной коррекционной педагогики. Особенно ценным в творчестве А. Н. Граборова для современных специалистов является то, что он одним из первых среди советских ученых творчески раскрыл методологические основы теории обучения и воспитания умственно отсталого ребенка. Ученый всесторонне рассмотрел вопросы комплексного изучения и обучения учащихся, которые имеют определенные особенности в физическом и умственном развитии. Он начал современную классификацию коррекционной педагогики на ее составляющие: сурдопедагогика, логопедия, тифлопедагогика и олигофренопедагогика. Основательным вклад ученого и в раскрытие методологического связи между общей и специальной психолого-педагогической наукой, а также с широким спектром медико-биологических наук. В частности, автор постоянно подчеркивал дефектологам практикующим насущную необходимость всесторонне изучать детскую анатомию, детскую физиологию, школьную гигиену, патопсихологию и целый ряд других медицинских наук.

Рубрика: Образование

- 14.08.2018