Информатика — образование и социум

Информатика: образование и социум Все идеи, открытия, мировоззренческие позиции, присущие определенному уровню развития цивилизации, определенном социума, в том числе все технические и технологические достижения человечества, рано или поздно приходят в школу. Последние приходят не только в содержательном плане, преломляясь через призму дидактики, но и как «орудие труда» учителей и учеников, которые, по мнению организаторов и руководителей учебного процесса, имеют в определенной степени способствовать повышению «качества» образования. Яркими примерами такого «знарядчого» феномена в образовании были программируемое обучения, технические средства обучения. И то, и то воплощалось в советский школе директивным порядком, исследовалось в пределах многочисленных научных программ, которые, вообще говоря, «научно доказывали» то, что было изложено в соответствующих направлениях. Результатом на сегодня является то, что мы, в отношении «качества образования», там где находились, там и находимся. Возникает вопрос, почему потраченные интеллектуальные и финансовые ресурсы не дали той отдачи, на которую надеялись проектанты учебного процесса. На наш взгляд, объяснение этого надо искать в том, что утилитарно-прогматичний подход к процессу обучения определяется той моделью человека, проектируется педагогом на будущее.
Подготовка к ЕГЭ

По тому, как мы себе представляем эту модель человека, как она, по нашей прогностикой будет повидиты себя в каком-то будущем обществе, мы и выбираем из множества «орудий» те, которые должны быть привлечены к учебно-воспитательного процесса. Но, во-первых, мы можем сейчас прогнозировать, что будет через десять лет. Во-вторых, когда-то было сказано автором «Золотого теленка»: "Раньше все счастье человеческое связывалось с электричеством. Сейчас электричество есть, а счастья нет ". Тоже самое произошло с программируемым обучением, техническими средствами обучения, а сегодня происходит с компьютерными средствами и, вообще говоря, с информатикой в школе. Вот они, а желаемых результатов нету. Нету тех результатов, на которые надеялись все, кто начинал эту работу. Скажем, тот же Монахов, который начинал информатизации образования на «пещерном» уровне информационных средств, если смотреть с позиций технологических достижений современности. Тогда кроме так называемой алгоритмизации, кроме Бейсика ничего не было. Было дрожь зеленых экранов, а 64 килобайта это уже было что-то очень большое в школе. Если рассматривать компьютер представителя технического, технологического достижения человечества в школе, то он выступает здесь и как предмет изучения, и как об "объект изучения, и как предмет, который формирует учебную среду, и как средство управления учебной деятельностью, и как средство связи, и как средство учебной деятельности, в некоторых переходит в профессиональную деятельность. Последний подход к определению места компьютера в учебно-воспитательном процессе находит все большее распространение в образовательной общественности. Эти качества компьютера, его свойство выступать в разных ипостасях в зависимости от педагогической задачи и педагогической ситуации, существенно отличает его от «традиционных» технических средств обучения. Привлечение компьютера в учебно-воспитательный процесс — это привлечение не только техники, но и того внешнего интеллекта, который представлен через технологию и программное обеспечение. Таким образом, «вхождение» компьютера в учебно-воспитательный процесс, при условии правильного определения его места в этом процессе, предоставляет возможности надеяться на определенные положительные «сдвиги» этого процесса, вращения дидактического пространства лицом к будущему, которое проецируется сегодня. Исходя из рассмотрения компьютера как средства учебной деятельности, мы можем анализировать его с точки зрения формирования определенных деятельностных структур, переходим на язык психологии, говорит, что есть операция, есть действие, является деятельность, является поведение. Например, когда мы говорим, имеет ребенок овладеть клавиатурой, мы говорим об операциях, действия, как некий набор элементарных операций, «сворачивание» и «развертывание» которых зависит от уровня операционального освоения. Если мы рассматриваем деятельность, то это целенаправленная стратегия действий, которая должна опираться на определенный уровень овладения операциями. Но разработка стратегии, направленной на решение учебной задачи, должно опираться на знание той отрасли, в которой сформулировано эту задачу, и которое, в большинстве, находится за пределами информационных технологий. Как показывают педагогические наблюдения и некоторые специальные исследования, работа в компьютерно-ориентированном учебной среде формирует у молодого человека определенный перечень стратегий деятельности. НЕ алгоритмов, а именно стратегий. То есть стратегий поведения в этом пространстве, где она решает некоторую учебную задачу. учебное задание любого уровня или сложности. А потом мы видим, что переноса, трансфера этой деятельности на деятельность за пределы компьютерно-ориентированных учебных сред нет. Если ребенок может, например, печатать, еще не говорит, что она может писать. И как она может писать. Здесь несколько упрощенные эти вопросы, но так оно и есть. Если исходить из современной парадигмы образования, утверждается во всем мире, что обучение это не столько трансфер содержания знаний, сколько трансфер смысла, что социализация человека это не только ее технологизация и приспособления скажем к информационной среды, который является элементом социализации. Здесь возникает вопрос уже не „ модели будущего человека ", а модели того учебного процесса, который должен сформировать этого человека. Возникает вопрос, разрушать традиционный учебный процесс для того чтобы любым образом вставить в него программируемое обучение, ТСО, или навязывать информатизацию. Нет, надо приспосабливать находки человечества к традиционному учебному процессу, который оправдан такой огромной историей, имеет солидные наработки, оправдывал себя во все времена, при любом общественном строе, в разные периоды истории. Всегда он базировался на человеческом общении. Если не есть речевого развития, то нет человека. Особенно это важно на первых стадиях развития ребенка. Начальная школа — это формирование личности в микросоциуме, в микро социуме, в классе, школе, социуме поселка, города, государства. При личностном общении акцентирование преподавателем, учителем вопросов, на яки надо обратить внимание, это не холодная информация с экрана, это живая информация, которую ничто не может заменить. Поэтому надо встраивать современные технологии, а почему надо встраивать. Потому что есть понятие функциональная компьютерная грамотность. То есть как человек может использовать компьютерные средства для того, чтобы существовать в этом обществе: информировать, переписываться, покупать, находить для себя какую-то отдаленную информацию и тому подобное. Но возникает вопрос, о том, что является информатика как наука, а есть информатика как предмет, который изучается в школе. То есть дидактически проработана наука, установлен уровень освоения информатикой как наукой. Для всех, кто проектирует учебный процесс, реализует его непосредственно в классе главным является определение уровня овладения этим предметом. Можно в начальной школе преподавать информатику, но это не та информатика, которую надо преподавать в 11 классе. Можно этот учебный предмет как-то иначе назвать, компьютерные игры, например. Но надо понимать, что даже на этом уровне это и компьютерно-ориентированные средства, и программатики и телекоммуникации и тому подобное. Информатика сегодня такая многоплановая наука, такая огромная, многослойная наука, в который много градаций, и каждый в ней понимает многое по-своему. наболевшие вопросы методики является некритичен импорт терминологии по инженерии, в частности компьютерной, к педагогике, приводит к недоразумениям. Одно и то же понятие человек, имеющий педагогическое образование, и человек, который имеет техническое образование, понимают по-разному. Так, широкое использование в последнее время термина „ технологии обучения «часто отождествляется с термином „ информационные технологии», вызывают неопределенность, попытки определить „ количество учебной информации "в битах и тому подобное. Неправильное (или нечеткое) понимание понятия иногда приводит к неправильным выводам, а потом эти выводы влияют на поведение учителя и, наконец, на результаты учебного процесса. Таким образом дальнейшая информатизация образования ставит перед учеными и практиками, работающими в области педагогики, новые задачи, характерные именно для периода формирования новых подходов к учебно-воспитательного процесса.

Рубрика: Образование

- 20.08.2018