Методика экспресс-оценки качества образования

Методика экспресс-оценки качества образования Экспресс-оценка предназначена оперативно определять качество текущей деятельности и развития школы в интересах осуществления более эффективной управленческой деятельности. Ее главное отличие от предыдущих методик заключается в том, что она полностью ориентирована только на количественные показатели.
европол

Это ее слабая сторона, так как использование только количественных показателей обедняет представление о таком сложном объекте оценки, которым является качество образования. Количественные показатели и шкалы беднее по содержанию от качественных. Это — аксиома квалиметрии и теории оценки качества. Методика представляет собой комплект из оценочных листов. Всего в методике используется 139 диагностических индикаторов, имеющих преимущественно объективную основу. По результатам заполнения оценочных листов, то есть тогда, когда будет собрана информация по всем массивом индикаторов, проводится «свертывания» информации внутри каждого из оценочных листов, оценивают качество того или иного направления (аспекта) образовательного процесса за 5 балльной шкале на основании ряда критериев. Например, для оценки качества из блока «Организация учебного процесса» можно использовать критерии функциональности, надежности, совершенства подхода; для оценки качества из блока «Методическое потенциал» — критерии производительности, достаточности; из блока «Организация воспитательного процесса» — критерии совершенства подхода, системности воспитательной работы, систематичности воспитательной работы, совершенства и адекватности организационных форм воспитательной работы; из блока «Управление образовательным учреждением и образовательным процессом" — критерии адаптивности, гибкости, экономичности, надежности и производительности организационных структур управления школой и образовательным процессом, эффективности, оперативности управления, совершенства подхода и т. д. При экспертном оценке можно использовать два подхода: а) один индикатор — несколько интерпретирующих его критериев; б) несколько индикаторов — один интерпретирующий их условий. Интерпретация 5-балльной шкалы для проведения экспертной оценки: 5 баллов — признак выражена предельно полно, она однозначно положительная; 4 балла — признак выражена достаточно полно, она более положительная, чем отрицательная; 3 балла — признак выраженная неполно, нельзя определенно утверждать, положительная она или отрицательная; 2 балла — с определенной степенью уверенности можно утверждать, что признак более негативная, чем позитивная; 1 балл — признак однозначно негативная. КОМПЛЕКТ оценочных листов для экспресс-оценки качества образования в школе оценочный лист Организация учебного процесса 1.1. Количество единиц хранения учебной литературы в школьной библиотеке 1.1.1. Из них: пополнение фонда за последние три календарных года 1.2. Количество единиц хранения художественной литературы в школьной библиотеке 1.2.1. Из них: пополнение фонда за последние три календарных года 1.3. Количество полных учебно-методических комплектов по предметам обучения 1.4. Количество посадочных мест в учебных классах и кабинетах 1.5. Общая площадь учебных классов и кабинетов 1.6. Общая площадь закрытых спортивно-гимнастических залов 1.7. Процент обеспеченности учебного процесса ТСО 1.7.1. Процент обеспеченности учебного процесса спортивным инвентарем, приборами и наглядным оборудованием 1.7.2. Процент обеспеченности учебного процесса расходными материалами, реактивами 1.8. Количество классов осваивают учебные программы повышенного уровня 1.9. Количество уроков, проведенных в прошлом учебном году представителями администрации школы и ее методистами 1.10. Экспертная оценка состояния в школе планировочной, учетной, отчетной и программно-нормативной документации для организации учебного процесса 1.11. Количество пропусков учебных занятий в прошлом учебном году из-за болезни школьников (человеко-часа) 1.12. Количество пропусков учебных занятий в прошлом учебном году из-за болезни учителей (человеко-часа) 1.13. Количество занятий, проведенных с учениками в прошлом учебном году в системе внеклассной работы оценочный лист Методический потенциал 2.1. Количество используемых в школе авторских, экспериментальных, скорректированных учебных программ 2.2. Количество проведенных в прошлом учебном году (запланированных в текущем) методических семинаров в масштабе школы ___, района ___, города (области) 2.3. Количество проведенных в школе в прошлом учебном году открытых уроков для ее учителей 2.4. Количество внедряемых в школе инновационных идей, проведенных экспериментов 2.5. Процент обеспеченности учебного процесса методическими разработками в соответствии с учебными программами 2.6. Количество подготовленных представителями школы публикаций методического характера, материалов с обобщением опыта лучших учителей 2.7. Количество проведенных в прошлом учебном году заседаний методических объединений (кафедр) 2.8. Количество комплектов раздаточных материалов, используемых в учебном процессе 2.9. Экспертная оценка состояния в школе документации, регламентирующей методическую работу оценочный лист Организация воспитательного процесса 3.1. Количество функционирующих в школе кружков культурно-массовой и спортивной направленности 3.2. Количество соревнований, конкурсов, смотров, акций, проведенных в прошлом учебном году в масштабе школы 3.3. Количество учреждений культуры, с которыми школа имела в текущем учебном году контакты (совместные проекты, акции, шефство, посещение учащимися этих учреждений и т. П.) 3.4. Количество проведенных по инициативе администрации школы в текущем учебном году мероприятий, направленных на повышение эффективности воспитательного процесса (собрание родителей, вечера вопросов и ответов, обсуждение на педсоветах, анкетирование школьников и учителей и т. П.) 3.5. Объем средств, выделенных в прошлом учебном году на оплату расходов, связанных с проведением культурно-воспитательных мероприятий 3.6. Количество проведенных в школе в прошлом учебном году мероприятий тематической, разрешительной направленности 3.7. Количество соревнований, конкурсов, смотров, акций в масштабе района, города, в которых школа и ее представители приняли участие в прошедшем учебном году 3.8. Количество учеников, которые принимают участие в работе кружков массовой и спортивной направленности 3.9. Экспертная оценка состояния в школе планировочной, учетной, отчетной и нормативной документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса 3.10. Средняя продолжительность работы с конкретными классами действующих классных руководителей оценочный лист Содержание образования 4.1. Количество учебных программ, по которым осуществлен минимум один полный цикл подготовки учащихся 4.2. Количество учебных программ, рассчитанных на «сквозное» применение с 1-го по 11-й (с 1-го по 9-й, с 5-го по 11-й) классы ___ / ___ / ___ / 4.3. Средняя продолжительность использования действующих учебных программ (лет с момента внедрения) 4.4. Количество изменений, дополнений, внесенных в ранее утвержденные (действующие) учебные программы 4.5. Количество действующих учебных программ, запланированных для переработки в ближайшее время 4.6. Количество учебных программ, по результатам освоения которых ученики выпускных классов сдавали экзамены независимой ГЭК 4.7. Количество используемых в настоящее время в школе вариантов образовательных программ, концепций классов, направлений их профилирования и специализации 4.8. Процент школьников, усваивают базовые учебные программы на высоком и достаточном уровне ___ / ___ 4.9. Количество предусмотренных учебным планом интегрированных, бинарных и других форм уроков, предполагающих синтез материала из двух и более учебных программ 4.10. Момент начала освоения в школе программ повышенного уровня 4.11. Количество учебных предметов и курсов, представленных в инвариантной и вариативному блоках учебного плана 4.12. Количество учебных предметов инвариантного блока, из которых предусмотрено выделение большего количества часов, чем установлено типовым учебным планом 4.13. Количество существующих в школе учебных программ для использования в системе внеклассной работы 4.14. Количество учебных программ, впервые введенных в учебный план в прошлом учебном году оценочный лист Материально-финансовые условия и образовательная инфраструктура 5.1. Годовой объем полученных школой внебюджетных средств (по итогам прошлого календарного года) 5.2. Годовой объем полученных школой бюджетных средств, кроме средств, выделенных на заработную плату (по итогам прошлого календарного года) 5.2.1. Из общего объема средств, показанных в пп. 5.1 и 5.2, потрачено на приобретение технических средств для использования в учебном процессе (компьютеры, телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны, диапроекторы т. д.)

Рубрика: Образование

- 30.08.2018