Особенности и трудности социализации мужчин и женщин

Особенности и трудности социализации мужчин и женщин От рождения ребенок попадает в пространственно временной течение социального окружения, которое задает множество стереотипов поло-ролевого поведения, навязываемых родителями, родственниками, воспитателями: «Это не хорошо, это не подходит девочке (мальчику)»; «Не плачь, мальчики не плачут!»; «Не дерись, так некрасиво девочке вести» ... С первыми осознании себя как представителя определенного пола ребенок связывает это с целым рядом признаков — с одеждой, правилами поведения, проявлениями чувств или их запретом. На природные психологические различия между обоими полами накладываются модели мужских и женских ролей, соответствующие действующей общественном сознании.
знакомства

Многочисленные стереотипы и субъективные настройки не только существуют как система взглядов на нормы поло-ролевого поведения, а предстают как социальные экспектации, ожидания, а потому играют активную роль в формировании социальных действий и поступков стратегий человека. Если реальная поведение не совпадает с нормативами, то все общество прибегает к давлению на сознание личности, использует против нее определенные санкции. Иногда последние являются достаточно жесткими (в архаических обществах за нарушение поло-гендерной идентичности и другие отклонения от общепринятых стандартов виновных наказывали изгнанием или даже более строгими наказаниями). Однако в современном мире подобные санкции носят преимущественно психологический характер (осуждение, негативные оценки и т. д.), которые вызывают к переживаниям социального отступника (чувство вины, стыда, конфликтности и т. д.). Чтобы избежать неприятных переживаний, представитель каждого пола стремится удовлетворить моральные ожидания, воплощая своим образом жизни адекватные формы гендерно-ролевого поведения. Течение процессов гендерно-ролевой социализации мужчин и женщин имеет много отличий. Для женщины, согласно исторически сложившимися патриархальными стереотипами, преимущество имеет ориентация на семью и семейные ценности, мастерство ведения домашнего хозяйства и тому подобное. Для мужчины, в соответствии с тем же стереотипов, нормативно желательным является большая активность за пределами семьи, а потому его профессиональная деятельность, общественная активность, служебный успех. Успешность самореализации человека связывается с его карьерой, часто со статусом, материальным прибылью и финансовыми возможностями. Недаром существует пословица, что «для женщины семья — это вторая работа, а для мужчины работа — это вторая семья». Поэтому важным условием самореализации судьбы женщины считается своевременный, успешный и счастливый брак. Женщина, которая не создала семьи, воспринимается окружающими неудачником, и называют ее «старой девой». Мужчину, который никогда не женился, никто не называет неудачником, для него даже нет соответствующего прозвища. Указанные стереотипы влияют на сознание ребенка, который только начинает путь в общественной жизни. Так, девочки часто растут с убеждением, что они не могут быть такими ценными работниками в профессиональной сфере, как мужчины, что находит отражение в их самооценке и в определенной степени «оправдывает» тот факт, что среди женщин очень мало настоящих лидеров. Если учесть существование социальных и экономических условий, закрепляющих такие искажения действительности, становится понятным, что существует серьезная социально-психологическая проблема, связанная с самореализацией сначала девочки и девушки, потом молодой и зрелой женщины. Эти проблемы привели к появлению различных феминистских движений, призванных помочь женщинам в преодолении этих трудностей. В процессе гендерного развития мальчик также сталкивается с многочисленными проблемами — с признанием в окружении сверстников, лидерство, соперничеством и тому подобное. Если для девочки проблема лидерства заключается в том, что она, по логике общественных стереотипов, не должна к нему стремиться, то для мальчика наоборот — человеческий общественность заставляет считать лидерские достижения неотъемлемой ценностью своего бытия. Мужчина, который остается нереализованным в области лидерства, часто общественным мнением считается менее компетентным, чем человек с высоким статусом. Это давит на его сознание, заставляет отказываться от призвания в пользу восхождения по ступеням власти. Для мальчика стремление соответствовать образцам маскулинности не столько внутренним мотивом, сколько ее общественной адекватностью стандартам, фемининности-женственности. Таким образом, гендер — это сложное, биологически обусловлено, социокультурное явление, характеризующееся многочисленными различиями в ролях, поведении, ментальных и эмоциональных чертах-параметрах между мужским и женским. Это — один из базовых измерений социальной структуры социума, что вместе с другими социо-демографических и витакультурнимы характеристиками — раса, класс, возраст — организует социосистему. Массовое воспроизводство гендерного сознания на уровне индивидов поддерживает основанную по признаку пола социальную структуру, поэтому корни многих гендерных различий следует искать в культурных и этнонациональных традициях и социализации, и только их меньшая доля зависит от врожденных, биологических различий между мужчиной и женщиной. Как социальный феномен гендер сочетает достаточно обсяжну количество компонентов, которые можно разделить на две группы составляющих: а) как социального института, б) как индивидуального статуса. Первая подгруппа включает: гендерные статусы, что социально навязанные общественным окружением как социополу роли, нормы и експектации; гендерный разделение труда, а именно разграничение общественной и домашней работы между членами общества, которые являются носителями разных гендерных статусов; гендерно определенное семейное подчинения как набор прав и возможностей для каждого гендерного статуса в семейной (семейной) иерархии; гендерные биологические (половые) сценарии поведения, а именно нормативные образцы сексуального желания и половой действия, которые закреплены за конкретным гендерным статусом; гендерные качества личности, прежде всего комбинационное сочетание характерных черт, которые определяют определенный набор чувств и поведения членов различных гендерных статусов; гендерную идеологию, которая оправдывает существование гендерных статусов, их различную оценку в обществе; гендерный имидж (образ действия и поведения), что предполагает культурную репрезентацию перед гендером его телесности в символической форме и произведениях искусства, которые репродуцируют и легитимизируют гендерные статусы. Гендер отношению к индивиду определенного пола как самостоятельного занимает биологический пол, определяемой с момента рождения и основана на наличии определенных гениталий; гендерную идентичность — личное осмысление и принятие своей принадлежности к определенному полу; гендерный брачный и репродуктивный статус, отражающий выполнение или отказ от брака, деторождения, родительских ролей; гендерные сексуальные ориентации, то есть социально и индивидуально принятые образцы сексуальных чувств, желаний, их практическое воплощение и идентификация с ними; гендерную личность, для которой характерны Интернализованная модели социально приемлемых чувств, эмоций, переживаний, которые укрепляют семейные структуры, материнство и отцовство; процесс производства гендера как такой социальной практики в изучении полового поведения, когда преобладают гендерно окрашенные взаимоотношения в пространстве определенного социального желания статуса; гендерную презентацию, а именно показ, демонстрацию как личности с определенными гендерными качествами через средства одежды, косметики, украшений и других информационно значимых (телесных) маркеров. Обозначенная совокупность компонентов гендера и условий его социализации дает основания рассматривать личность как носителя гендерных норм, присвоены им в общественной жизни. Именно действенность социальных норм и культурных традиций формирует сознание человека, его взгляды, поведение и даже стиль и содержание жизнедеятельности. Совокупность этих норм и традиций, которая несет каждой пола обобщенную информацию о соответствующих психосоциальные свойства, называют гендерными ролями. Это — аспекты мужского и женского, вызванных как биологическими, так и социальными факторами. Гендерный стереотип является важной составляющей ряда социальных норм: у каждого индивида есть представление о присущих мужчинам и женщинам наборы конкретных качеств и моделей поведения, которых придерживается большинство людей, четко различает правильное и неправильное поведение представителей каждого пола (Ш. Берн). Очевидно, что основными причинами соблюдения гендерных канонов является нормативный и информационное давление ближайшего окружения. Первый описывает механизм адаптации человека в присвоении гендерных ролей (примером этого давления является негативная реакция родителей на игры своих детей, которые характерны для противоположного пола); второй расширяет знания о себе и мире и ориентирует на использование информации в получении той или иной позиции при решении важных социальных вопросов. Свое поведение в гендерном отношении лицо считает правильным только тогда, когда наблюдает ее у членов референтной группы, составляет суть социальной верификации.

Рубрика: Образование

- 12.09.2018