Инструментальные средства и методические аспекты создания гипермедиа учебника по химии

Инструментальные средства и методические аспекты создания гипермедиа учебника по химии В наше время происходит изменение роли компьютера в обучении: с средства, используемого только на уроках информатики для изучения языков программирования, компьютер превращается в активного помощника учителя-предметника, что открывает новые горизонты в изучении многих дисциплин, в том числе предметов естественного цикла. Но для того, чтобы компьютер стал действительно мощным средством, использование которого в учебном процессе позволит хорошие технические возможности для реализации различных дидактических целей, позволит осуществлять индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, нужно не только разработать качественные украиноязычные программные средства, которые были бы адаптированы к использованию в условиях школы (а не ориентированы только на самостоятельную работу учащихся дома с программой-репетитором), предложить методические рекомендации по их использованию в учебном процессе, но и в корне изменить, по сути, радикально трансформировать все содержание и методику обучения в школе. К сожалению, методические аспекты информационных технологий обучения отстают от технических средств, что, по нашему мнению, связано с тем, что компьютерные технологии обучения интегрируют знания таких разнородных наук, как психология, педагогика, кибернетика , информатика, математика и поэтому работа над созданием качественных программных продуктов требует совместной работы не только специалистов этих отраслей, а также учителей-предметников, которые не только хорошо владеют содержанием определенного предмета, но и могут учитывать свойственную ему специфику обучения в школе.
абонентское обслуживание сайта цена

Проанализировав отечественные и некоторые зарубежные программные продукты учебного назначения по химии, вынуждены констатировать тот факт, что большинство фирменных программных средств, в особенности мультимедийных, разработанные людьми, которые либо вообще не имеют педагогического образования, или давно не работали в школе. Большинство программных продуктов, которые в широком ассортименте появились на нашем компьютерном рынке, русскоязычные, приспособленные к российским школьных программ, а также ориентированы на самостоятельную работу учащихся дома. Целый ряд электронных учебников представляют собой упрощенные популяризованные справочники, которые не могут стать источником системного, углубленного знания и по своим дидактическими характеристиками не могут быть оценены даже на «удовлетворительно» (2, 6, 8). При работе с такими учебниками вся технология обучения заключается в том, что ученики должны «пройти и сдать» материал, но воспользоваться для этого компьютером. В результате формируется методика репродуктивного компьютерного обучения, имеет те же недостатки, что и традиционные методики. Итак, именно отставание в разработке методологических проблем, отсутствие научно обоснованных концепций обучения с помощью компьютера, неадаптированность имеющихся программных продуктов в учебный процесс являются одними из основных причин разрыва между потенциальными и реальными возможностями информационных технологий обучения. Следует отметить, что мы далеки от противопоставления работы с компьютерными программами работе с обычными «бумажными» учебниками и тем более замены ими учителя. По нашему мнению, оптимальной является периодическая смена этих форм деятельности. Но полное пренебрежение теми возможностями и преимуществами, которые предоставляют электронные учебники по сравнению с их печатными аналогами в наше время уже нецелесообразно и невозможно. Среди основных преимуществ отметим: 1. Широкое использование дидактических возможностей графики и звука. 2. Обеспечить учебный материал динамическими рисунками. 3. Возможность быстро и эффективно тестировать или каким-либо другим образом проверять знания учащихся. 4. Возможность создания гипертекстовых ссылок, что облегчает поиск необходимой информации по ключевым словам, выделенными в тексте. 5. Возможность реализации интенсивных методов и форм обучения, организации самостоятельной работы учащихся и развития их познавательной самостоятельности, повышения качества усвоения материала за счет усиления мотивационно-ориентировочного, операционного, контрольно-оценочного аспектов обучения. 6. Возможность организации виртуальных лабораторных работ. На основе анализа положительных и отрицательных черт многих программных продуктов и технологий их использования в учебном процессе, мы создали собственный электронный гипермедиа учебник по химии учебного назначения по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева . Строение атома "и разработали методику его использования на уроках, попробовав органично вписать работу с персональным компьютером в преподавание предмета. В данной статье мы рассмотрим некоторые инструментальные средства и методические аспекты технологии создания разработанного нами программного продукта. Программные средства интерфейса учеников реализуют такие виды учебной работы: просмотр теоретических материалов информационных блоков, тренинг по теории, контрольное тестирование, работа со словарем терминов и понятий, ознакомление с биографическими справками, работа со схемами, которые отражают основные взаимосвязи ' Обязанности между понятиями темы. Режим просмотра теории заключается в предоставлении ученикам страниц теории в виде текстовой, графической информации, анимации, интерактивной компьютерной графики и тому подобное. Ученик имеет возможность переходить по страницам вперед и назад, просматривать теорию с начала или с конца занятия, в любой момент остановить изучение темы, перейти к изучению дополнительного материала, обратиться к словарю, найти нужное вопросы по содержанию, просмотреть видео и анимационные ролики , которые сопровождаются, как правило, звуковыми пояснениями, обратиться к биографических сведений и тому подобное. Рис. 1. Содержание темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома » Со списком основных медиа-иллюстраций ученик может ознакомиться при нажатии на кнопку» Видео «на странице» Содержание ". Рис. 2. Видеофрагменты При повторном нажатии данной кнопки в перечне иллюстраций, можно просмотреть каждую из них в отдельности. В основном тексте занятий видеофрагменты запускаются при проведении курсором мыши над изображением первого кадра. Список биографий и биографические сведения о выдающихся ученых, внесших свой весомый вклад в развитие учения о строении атома и открытие явлений периодичности и радиоактивности ученик может просмотреть, нажав на кнопку «Биографии». Гипертекстовые ссылки на биографические справки также и в основном тексте занятий. При нажатии на фамилии какого ученого, выделенного по тексту синим цветом, программа переходит к странице с фотографией и справкой о нем.
Рис . 3. Биографии При создании пособия нами были использованы элементы технологии гипермедиа (5, 9), которые позволили связать с гипертекстовыми ссылками не только элементы текста других страниц, но и графические иллюстрации, анимационные ролики, фрагменты оцифрованной аудио и видеоинформации. Применение таких технологий существенно активизирует учебную информацию, делает ее более наглядной по сравнению с печатными аналогами. В ходе работы с гипертекстом занятия в памяти машины формируется навигация, с помощью которой, нажимая на кнопки «Вперед» и «Назад» панели управления, ученик может вернуться на любой этап пересмотра теории. Информационный блок нашего программного продукта содержит теоретический материал, изложенный в соответствии с действующими программой и учебниками по химии и предполагает усвоение учебного материала на уровне требований общеобразовательного стандарта. Но некоторые вопросы теории излагаются на более глубоком уровне, чем это предусмотрено программой средней общеобразовательной школы, что связано с тем, что первоначально демо-версия программного продукта была ориентирована на преподавание химии в лицеях технического и физико-математического профилей, где вопросы строения атома изучается в курсе физики более подробно (так более глубоко изложены вопросы истории открытия строения атома, радиоактивности, строения электронной оболочки атомов и т. д.).

Рубрика: Образование

- 12.09.2018