Вклад руководителей императорского русского музыкального общества в развитие образовательно-педагогической деятельности отделения в украине

Вклад руководителей Императорского Русского музыкального общества в развитие образовательно-педагогической деятельности отделения в Украине Во второй половине XIX века на территории Восточной Украины было открыто отделение ИРМО. В этом процессе возникли препятствия: нехватка средств, отсутствие подходящих для учебного процесса помещений, инертность чиновников, недостаточная квалификация педагогических кадров. Решение этих проблем в основном происходило благодаря самоотверженному труду, преданности просветительским идеям, организаторским способностям и педагогическом защиты отдельных личностей, которые занимали руководящие должности в отделениях ИРМО. Цель статьи заключается в раскрытии вклада руководителей ИРМО в развитие образовательно-педагогической деятельности общества в Украине.
Установка солнечных батарей в Украине от компании sun.zt.ua сонячний клуб Житомир

Развитие любой сферы человеческой деятельности является результатом плодотворной работы коллектива единомышленников. В каждой отрасли всегда найдется группа талантливых людей, увлеченных своим делом, которые будут способствовать ее развертыванию и успеха. Положительный результат деятельности такого коллектива зависит от многих факторов, среди которых важную роль играет руководитель. Для того, чтобы быть лидером, человек должен обладать рядом личностных качеств, такими, как коммуникативность, креативность, ответственность, целеустремленность, рационализм и многими другими. По нашему мнению, указанные свойства личности важны и взаимосвязаны, но определяющими среди них есть профессионализм и организаторские способности. Именно такими качествами обладал Илья Ильич Слатин — основатель отделения Императорского Русского музыкального общества в Харькове (1871 год), его бессменный руководитель на протяжении почти половины века. Именно в Харькове, где И. И.Сластин учился в пансионате Сливицького, он впервые услышал игру своего будущего учителя — известного пианиста-виртуоза Александра Дрейшок, после чего сообщил родителям о твердом намерении вступить в Петербургской консерватории. Так, уже в юном возрасте Илья Ильич проявил незаурядную целеустремленность. После окончания консерватории он совершенствовал свои практические навыки в Берлине по классу фортепиано в Куллака и по классу музыкальной теории у профессора Вюрста. Свое обучение в Германии завершил симфоническим концертом в Дрездене. Уже тогда имя двадцатишестилетнего И. И. Слатина становится известным в Европе, а о концерте, который состоял из произведений исключительно русских композиторов (А. Даргомыжского, А. Рубинштейна, М. И. Глинки), было опубликовано положительные отзывы в прессе. О организаторские способности И. И. Слатина свидетельствует тот факт, что вопрос финансирования отделение, довольно часто было ограниченным, всегда решались благодаря его самоотверженному труду. Примером этого является то, что первый год в должности директора и одновременно заведующего фортепианным отделением, Илья Ильич работал бесплатно. Неоднократно с благотворительными концертами в пользу отделения в Харьков по просьбе И. И. Слатина приезжали ведущие исполнители того времени. Большинство из них были личными друзьями Ильи Ильича, среди них — С. Танеева, П. Чайковский, брать Рубинштейны, C. Рахманинов, М. Ипполитов-Иванов и другие. По общечеловеческих качеств этого человека, то, по воспоминаниям современников, можно воссоздать портрет И. И. Слатина: целеустремленный, энергичный, требовательный, прежде всего, к самому себе, настойчивый, но в то же время заботливый, чувственный к чужим проблемам, искренний и жизнерадостный. Такой образ может, на первый взгляд, показаться несколько идеализированным, но подтверждением перечисленных качеств этой личности факты. Так, чуткий к чужим проблемам, Илья Ильич осуществлял посильную помощь людям. В 1921 году он помог Нине и Владимир Богданович сохранить музыкальный инструмент, выдав им справку, в которой говорил о том, что брат с сестрой берут у него уроки игры на фортепиано. О значимости личности И. И. Слатина в развитии музыкального искусства в Харьковской свидетельствует большое количество публикаций, посвященных его жизненном и педагогическом пути. Так, например, в книге «Сто знаменитых харьковчан» автор называет Илью Ильича «создателем музыкального престижа Харькова». Результаты деятельности И. И. Слатина продолжают славить его имя и в наше время. Хочется добавить, что качество этих результатов в значительной степени связана с беззаветной любовью к музыке, людей и родного города. Среди руководителей ИРМО необходимо выделить еще одну талантливую личность. В Херсоне в 1905 году директором музыкальных классов был назначен Я. Владимировича Дюмина. Родился он 20 марта 1870 в городе Николаеве. Первое образование получил в Николаевском реальном училище, а в 1899 году окончил Петербургскую консерваторию со званием «Свободный художник». Затем он работал оперным певцом в Петербурге, преподавателем и инспектором Николаевского музыкального училища (1900—1904 годы). Своей энергичной деятельностью он быстро достиг того, что работа музыкальных классов стала образцовой, чем привлек внимание населения к новому музыкального заведения. С первого года функционирования училище было обеспечено в полной мере; обучение в нем проходило успешно: в нем работали 9 педагогов и учились 136 учеников. В сжатые сроки Я. В.Дюмин успел закрепить существование музыкальных классов настолько, что стало возможным их реорганизация с 1 сентября 1908 года в музыкальное училище с общеобразовательными классами. Я. В.Дюмин также очень много сделал для обучения пению среди сельского населения. С этой целью летом 1908 года по его содействии начали действовать постоянные летние хоровые курсы, привлекали в первую очередь сельских учителей. В то же время с пожилыми хоровыми курсами на базе музыкального училища с лета 1911 года в Херсоне было открыто летние капельмейстерськи курсы, на которых также преимущественно учились народные сельские учителя. Эти курсы просуществовали несколько лет и имели целью подготовку организаторов-руководителей народных сельских оркестров. Будучи организатором и директором симфонического оркестра при отделении ИРМО, Я. Дюмин инициировал общедоступные концерты. После гражданской войны Якова Владимировича был избран на должность председателя президиума Совета училища. С октября 1922 Я. В.Дюмин был лектором теоретических предметов и руководителем студенческого хора в Херсонском институте народного образования. К сожалению, жизнь этой творческого человека, который посвятил себя развитию музыкального образования в Украине, самоотверженно работала в пользу музыкальных классов, а затем — музыкальное училище, оборвалась трагически. 26 ноября 1937 Яков Владимирович Дюмин был расстрелян по обвинению «Участник контрреволюционной организации». В Одессе благодаря рекомендациям А. Г.Рубинштейна место директора и инспектора музыкальных классов занял профессор Петербургской консерватории Дмитрий Дмитриевич Климов, который одновременно работал старшим преподавателем по классу фортепианной игры. Он родился 1 декабря 1850. Музыкой начал заниматься с пяти лет под управлением домашней учительницы. С десяти лет учился в Бельгии в Королевской «Политехнической школе» и в свободное время посещал консерваторию. Затем четыре года занимался в классе К. Рейнеке в Лейпциге. Далее по совету А. Рубинштейна, который именно в Лейпциге слышавший игру Д. Д.Климова, переехал в Петербург и поступил в консерваторию, в которой учился в классе Т. Лешетицького. Во время учебы Дмитрий Дмитриевич участвовал во многих концертах камерной музыки и квартетных собраниях Петербургского отделения ИРМО. Д. Д.Климов проработал в Одессе 20 лет. Он возглавлял музыкальные классы, которые в дальнейшем были реорганизованы в музыкальное училище, был неизменным участником симфонических и камерных концертов местного отделения ИРМО, организатором и первым дирижером симфонического оркестра и хора учеников. Свой талант, собственные усилия он направлял на воспитание педагогов и выдающихся исполнителей, которые успешно выступали не только на территории империи, но и за ее пределами; проводил широкую просветительскую деятельность среди населения. Именно при его содействии было построено здание музыкального училища, где до сих пор находится Одесская государственная консерватория имени А. В. Неждановой. Д. Климов был личностью, своей неутомимой энергией, высоким уровнем пианистической мастерства сумела сплотить вокруг себя талантливых людей, тем самым заложить прочный фундамент творческого педагогического процесса. Получив приглашение на работу в Одессу, Д. Д.Климов предложил изменить структуру музыкальных классов примеру Петербургской консерватории и осуществить деление на три курса: младший, средний и высший, что обеспечивало разграничение уровней обучения и способствовало созданию новой системы образования. Было введено промежуточные экзамены в середине года с целью наблюдения за учебным процессом, профессиональным развитием учащихся и их публичной исполнительской практикой. По инициативе Дмитрия Дмитриевича было введено занятия по камерному и фортепианном ансамбля, а также обязательное обучение учащихся всех специальностей в хоровых занятиях. В первый год работы Д. Д.Климова в Одессе в музыкальных классах было организовано хор из 118 учеников, которые под его управлением принимали участие во многих концертах, в том числе — и в Городском театре. А в 1891 году открылся оркестровый класс, в котором обучалось 44 ученика. Созданные Д. Д.Климовим хор и симфонический оркестр стали неотъемлемой частью учебной и концертной деятельности местного отделения ИРМО и до сих пор сохранились в структуре музыкального училища и консерватории. Выводы. Перечень талантливых и самоотверженных личностей, которые начали формировать профессиональное музыкальное образование в Украине, можно еще долго продолжать. По нашему мнению, жизненный и педагогический опыт людей является образцом для подражания как для деятелей культуры и образования, так и для общественности, для тех, кто стремится к культурному и духовному росту. Список литературы 1. Горностаев Е. В. Музыкальное училище Императорского Русского музыкального общества / Е. В.Горностаев // Площадь свободы. — Херсон, 1996. 2. Карнацевич И. А. Сто знаменитых харьковчан / И. А.Карнацевич. — Харьков, 2005. 3. Корней Л. История украинской музыки / Л. Корний. — Киев-Нью-Йорк: Издательство М. П. Коць, 2001. 4. Киев музыкальный. — К.: Наукова думка, 1982. 5. Одесская консерватория: Славные имена, новые страницы I сб. ст. : Учебное пособие по истории отечественной культуры для средних и высших музыкальных учебных заведений / ред. Маркова Е. Н. — Одесса, 1998. 6. Тихомирова Т. Становление музыкальной культуры Харькова / Т. Тихомирова // Слобода. — 1994. — 26 октября.

Рубрика: Образование

- 22.09.2018