Методы активного обучения часть 2

Понятие атмосферы охватывает не только социальный личностный аспект. К ней относится и качество материальной среды, окружающей человека. Тепло, достаточное освещение, удобная обстановка, наличие места для двигательных пауз, питьевой воды, времени на перерывы — все это существенно помогает создать атмосферу, в которой комфортно и эффективно работать. Атмосфера тренингов зависит не только от тренера, его образцовой поведения, организованности и исполнительности. Каждый участник занятий вносит свою лепту в создание целостного микроклимата, играют большую роль в этом его ответственность и толерантность, культура поведения и уважение к другим, моральные ценности и убеждения. Отметим, что на тренингах «Шаг за шагом», — и это признают все ученики, — привычным явлением чрезвычайно теплая и дружеская атмосфера, которая помогает в обучении, способствует усвоению информации, побуждает к дальнейшим встреч на тренингах . Обучение становится более эффективным, когда участники сами управляют им Среди трудностей, которые нужно преодолевать во время тренинговой деятельности — стимулирование дальнейшего самообразования взрослых учеников, их потребности самосовершенствоваться. Если такой необходимости нет, если тренеру не удалось пробудить любознательность и заинтересованность, трудно рассчитывать, что ученики приложат усилия, чтобы двинуться дальше по тропинке знаний.
Седат Игдеджи

Строя тренинговую деятельность, очень важно почувствовать баланс между процессами развития и саморазвития, управления и самокерування, нормировать понятие «сам» и «не см». Если ученик искусный в самостоятельных действиях, имеет внутренние резервы к самосовершенствованию, стремится идти вперед — это положительная база для осуществления учебной деятельности, на нее может опираться тренер. В противном случае необходимо благоразумно включать возможности внешнего воздействия, которые пробуждают потребность в самовоспитании и вооружают ученика средствами профессионального саморазвития. Темы и строение тренингов программы «Шаг за шагом» чрезвычайно эффективной базой для этого. На каждом занятии происходит изучение особенностей развития личности, определения индивидуальных различий, самооценки, во время которого выявляются различные аспекты познавательных, волевых, эмоциональных процессов и состояний, выясняется специфика профессиональных умений и навыков, состояния различных аспектов педагогической работы. Такой путь ведет к осмыслению проблемы, если таковая имеется. А это — первый шаг к ее преодолению. Итак, полагаясь на самосознание взрослых учеников, мы прежде всего рассчитываем на собственное видение и рефлексию и создаем для этого соответствующие условия. Но в ряде случаев тренеру стоит позаботиться о предоставлении соответствующей помощи участникам занятий — помочь в определении своих целей и направления деятельности. Осуществляется это через планирование дальнейших действий, мероприятий, шагов внедрения и др. Чаще всего такая работа, в устной или письменной форме, проводится на заключительном этапе тренинговой деятельности. В этих планах обращают внимание на этапы реализации запланированных задач, конкретные сроки, исполнителей, вспомогательные средства и ресурсы. Очень важно достигать конкретики и четкости в поставленных задачах. Это касается как индивидуального, так и группового планирования дальнейших действий. В следующем разделе мы развернем разнообразие вариантов интересной организации планирования и завершения, благоприятных для дальнейшего самоуправления. Должным применив этот принцип обучения взрослых, тренер достигнет двойного педагогического результата: изменяются личностные качества; ученики овладеют средствами самоуправления, процессами развития. Целеполагание в собственном развитии становится определенней и конкретным, содержание процессов самоуправления усложняется, планирование осуществляется быстро и легко. Все основные операции самоуправления: целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция, — осуществляются без напряжения, конечно, с радостью. Обучение взрослых является практическим и направленным на решение проблемы Суть этого принципа заключается в обеспечении возможностей интегрировать полученные знания, умения, навыки в решении повседневных педагогических проблем. Важнейшим средством достижения этого является тщательное планирование тренерской работы. Планирование тренинга гарантирует соответствующее охвата материала с тем, чтобы ни один важный момент или действие не были пропущены. Планирование требует от тренера целеустремленности и обязательности. Однако, в отличие от структурированного подхода, спланированность не исключает возможности спонтанных действий и возникновения неожиданных ситуаций. Планирование — это подмостки сцены, на которой разыгрывается спектакль тренинга. Во вступительной части тренер привлекает внимание к проблеме, выясняет ожидания участников, привлекает темой, позволяет определить проблему и убедиться в том, что содержание работы имеет значение для практической деятельности. Тренер-фасилитатор сразу готов сказать, ожидания оправдаются, а какие нет. В основной части тренинга излагается важный смысл. Тренеры программы «Шаг за шагом» пытаются начинать занятия с того, что ученики уже знают, и на этой основе давать новую информацию. Если пренебрегать этим, обучение для опытных учеников потеряет свою проблемность и станет неинтересным. Кроме того, постоянно обращается внимание на формирование практических навыков, которые будут применяться в педагогической работе. Специальный подбор заданий, упражнений, формулировка побудительных вопросов, проверка качества выполнения задач, презентування результатов работы в группах, которое осуществляют сами участники, — все это дает возможность выработать определенные навыки, которые помогут в реальных ситуациях. Заключительная часть тренинга должно углубить понимание того, как были связаны между собой отдельные части занятия, какое значение имела каждая из них для практической работы. Кроме того, она устанавливает обратные связи. Обратная связь позволяет конкретнее выяснить практические потребности того, кто его предоставляет, в соответствии с этим внести изменения в ходе тренинга. Учитывая возрастные особенности взрослых учеников, их опытность и развитую самосознание, мы убеждены, что тренер может добиться успеха, проводя учебную деятельность, только обеспечив практическую значимость содержательных и методических аспектов своей работы, постоянно создавая проблемные ситуации, стимулируя мыслительные операции, рассуждения, практические действия. В этом случае обучение становится для взрослых нужным, важным, они получают удовольствие от тренингового процесса и становятся полноценным субъектами обучения. Обучение взрослых должно соответствовать индивидуальным различиям участников Этот принцип аккумулирует в себе все предыдущие и опирается на них. Мы уже упоминали об индивидуальных различиях участников занятий, когда вели разговор о зависимости обучения от способностей и опыта учащихся. Своеобразием этого принципа учета широкого круга различий как индивидного, так и личностного характера. В индивидуальных различий относим возраст, пол, тип высшей нервной деятельности, состояние здоровья, состояние анализаторов и другие характеристики природного, биологического развития человека. В личностных относим различия характера, интересов, мотивов, направленности, ценностей, опыта, взглядов и убеждений.

Рубрика: Обучение

- 05.03.2018