Особенности и методика реабилитационной превентивной работы с несовершеннолетними правонарушителями различных категорий

Одним из аспектов воспитания правонарушителей является подготовка к семейной жизни. Важным при этом является освещение традиций украинской семьи, действенности в ней общечеловеческих качеств, таких, как достоинство, верность, взаимопонимание, взаимоуважение. Трудность данной задачи заключается в том, что условно осужденные несовершеннолетние дети семей, родителями которых допускаются определенные ошибки в воспитании и в отношениях. Все это требует особого подхода через глубокое изучение их семей. От несовершеннолетних требуется понимание того, что построить семью они должны на морально здоровых началах. Это заставляет продумано подходить к созданию семьи. Этим обусловлена необходимость акцентуации на половом воспитании. Личность может воспринять общечеловеческие ценности, общественные нормы в сочетании с правовыми нормами государства, в котором проживает. Правовое воспитание предполагает воздействие на личность правонарушителя для того, чтобы сформировать у него чувство ответственности за свое поведение, выработать умение считаться с законами и нормы общежития. Правовое воспитание правонарушителей данной категории следует направлять в двух направлениях: а) формирование правосознания, представлений о праве, законодательство, нормативные акты, которые действуют в настоящее время; б) формирование правовой культуры на основе соблюдения норм поведения. Одним из направлений воспитательной работы с условно осужденными несовершеннолетними является профилактика наркомании, алкоголизма.
tcaudit.com.ua

Наряду с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними, очень часто случается употребление спиртных напитков, наркотических и токсических веществ. Каждый шестой преступление, совершенное условно осужденным несовершеннолетним, совершался ими в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольная и наркотическая ситуация в Украине особенно ухудшилась за последние годы. Украина входит в число 6 (из 50) стран, где темпы роста употребления алкоголя и связанных с этим последствий являются крупнейшими. Значительно распространяется наркомания: количество только официально зарегистрированных наркоманов выросло вдвое, а наркотических средств — в десятки раз. Преодолению асоциального поведения в значительной степени может способствовать трудовое воспитание. Социализация личности проявляется в отношении правонарушителя к обществу и через общественно полезный труд. При выполнении таких обязанностей формируются правильные представления о нормах общественной жизни, уважение к людям труда, понимание необходимости уважительного отношения к труду других. Это требует устранить глубокие причины, лежащие в основе нежелания работать несовершеннолетним и могут прятаться в упущениях воспитания семьей или школой. Решить проблемы, связанные с подготовкой несовершеннолетних к жизни, помогает их профессиональное определение. Следует учитывать при этом следующие обстоятельства: направленность личности, уровень готовности к выбору будущей профессии, социально-экономическое положение того или иного региона страны. Хорошо решиться эта проблема может при условии определенного профессионального информирования и консультирования, которое дается на основе глубокого изучения особенностей личности условно осужденного несовершеннолетнего. Неотделимым от морального, правового, религиозного, трудового является эстетическое воспитание. Это главный путь к духовному развитию личности. Понять, что действительно прекрасным можно только сталкиваясь с этим явлением. Ведь условно осужденные несовершеннолетние — это все еще дети, которые больше, чем взрослые, восприимчивы ко всему прекрасному. Брак эстетического воспитания иногда приводит к непониманию того, что является правильным и неправильным, что является нормой и отклонением. Нужно научить правонарушителя видеть красоту во всем, что его окружает, и в том, что он делает сам. 2. Виды и пути реабилитации детей и подростков с девиантным поведением. Закономерно возникает вопрос: с какого времени можно говорить о личности преступника и когда такая возможность отпадает, то есть в каких пределах существует личность преступника? В уголовно-правовом аспекте личность преступника возникает после признания ее виновной судом и вступления приговора суда в законную силу и до момента отбытия наказания и погашения судимости. Особенности личности преступника: а) социально-демографические; б) уголовно-правовые; в) социально-ролевые; г) моральные. В отечественной криминологии понятие личности преступника трактуется по-разному. В одном случае под ним понимают лицо, совершившее общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом. И преступников объединяет только то, что они совершили преступление (Карпец И. И.). В остальном — делается упор на качественное отличие личности преступника ВИЧ лица незлочинця. В общем, следует учитывать, что антиобщественное направленность личности проявляется в ее аморальных поступках, дисциплинарных, административных и других правонарушениях, которые еще не имеют преступного характера, но при повторении все больше набирают уголовных рис и указывают на реальную возможность совершения данным лицом преступления. Далеко не все трудновоспитуемые несовершеннолетние становятся правонарушителями и преступниками, как и не все правонарушители и преступники считались тяжелыми. Около 30% тех, кто совершил противоправные действия, не стояли на учете правоохранительных органов, а половина из них не стояла даже на внутришкольном. Обращаясь к проблеме работы с трудновоспитуемыми несовершеннолетними, педагоги и психологи пытались раскрыть суть понятий „ перевоспитания «и „ исправления». К этой проблеме обращались М. Д.Левитов, В. И.Куфаев, Л. О.Висотина, М. М.Фицула. По определению М. М.Фицулы Правка — сложный психический процесс перестройки личности, осуществляется под воздействием специально организованных внешних воздействий и самостоятельной работы личности над устранением отклонений в своем сознании и поведении и приведения их к социальной нормы. Перевоспитание — специальный вид педагогической деятельности педагогов и учеников, направленный на преодоление недостатков их личности, развитие имеющихся у нее положительных качеств и формирование на этой основе новых, общественно значимых полезных черт и свойств. Процессы исправления и перевоспитания совпадать и не совпадать во времени. Перевоспитание лица начинается с начала реализации программы перевоспитания. Одновременно может начаться и процесс исправления. Если же воспитанник считает себя виноватым, не раскаивается в своей негативному поведению, то возникает разрыв между процессом перевоспитания и исправления. Процессы исправления, перевоспитания, воспитание и развитие тесно взаимосвязаны, поскольку в процессе перевоспитания происходит постоянное исправление отдельных отрицательных черт личности воспитанника и одновременно формируются новые, положительные качества, то есть осуществляется воспитание и развитие. Понятие исправления стоит ближе к понятию развития и самосовершенствования. Анализируя суть процесса перевоспитания, О. И.Кочетов выделяет в нем четыре функции: восстановительную, компенсируя, стимулирующее, исправительную. Восстановительная — создание условий, в которых несовершеннолетний может проявить себя с положительной стороны. Компенсирующая — создание условий для развития, при которых несовершеннолетним перекрываются недостатки в той или иной сфере. Стимулирующая — активизация позитивного в питомцу. Исправительная — помощь питомцу освободиться от негативных качеств.

Рубрика: Обучение

- 05.03.2018