Опыт организации обучения и воспитания детей на украинских землях и в диаспоре (типы школ, содержание обучения и воспитания) часть 2

Во всяком же случае, из года в год, уменьшалось количество кандидатов. Последние ученики закончили лицей в 1963 и 1964 годах. В наше время на требования родителей, удалось обновить «золотые годы» Перемышля. Первого сентября 1991 порог школы им. Маркиана Шашкевича, этой самой, действовавшей с 1911 по 1945 год, перешагнуло 120 учеников классов от «0» до УИИ. С 1995 года в перемиский Шашкевичивци создано общеобразовательный лицей, а школу реорганизован в Комплекс общеобразовательных школ им. Маркиана Шашкевича. На сегодняшний день почактову школу закончило 152 учеников, а лицей 35. Почти все наши выпускники продолжают обучение в ВУЗ-ах, а двое из них учится в Украине. Сейчас нашу школу посещает 262 детей из украинских и смешанных семей, из чего 96 учеников учится в лицее, 45 в гимназии, 106 в начальной школе и 15 в «О» классе. Мы рады этому, что с каждым годом увеличивается количество желающих учиться в нашем лицее из-за Перемышля. Позамисцеви ученики снимают квартиру, или нашли место в общежитии (в настоящее время — польском). Обучение в школе ведется на двух языках: польском и украинском. От 2 класса ученики изучают английский язык, а в лицее еще немецкий. Для обучения украинскому языку, кроме литературы, изданной в Украине используем учебники изданы в Польше. Кстати, думаю, будет вспомнить, что имеем уже и своих авторов — мои коллеги Мария Мрич — ко, Мария Туцька, составили и выдали тетради упражнений для классов 0-3, а Любомира Филиппович учебник для 3 класса начальной школы. В школе действуют самодеятельные художественные ансамбли: детский и молодежный хоры, танцевальные коллективы, ансамбль бандуры и свирели, спортивный клуб «Сянов чайка», и кружок живописи. Все кружки действуют на энтузиазме учителей и при поддержке родителей. Государство в настоящее время не выделяет никаких средств на занятия, выходящие за пределы уроков. Не суждено также средств для ведения занятий по украиноведческим предметов.
crypto-currency.trading

И так учитель украинского языка морально обязательства, связанный обучать литературы и грамматики, истории и географии, этнографии, песен, обычаев. В лицее на уроки географии Украины отдел образования назначил только 1:00, а истории 3:00 на неделю за все время обучения в лицее. Безрезультатно остаются наши ходатайства об увеличении количества часов на уроки украинского языка, украиноведческих предметов и выделение средств на художественные ансамбли и кружки интересов, без которых наша школа теряет свой национальный характер. Заканчивая, хочу поделиться приятной вестью, что в Перемышле кроме упомянутой Шашкевичивкы уже п, пять лет хорошо работает украинская группа при польском саду. Она также рождалась с трудностями и только огромное желание небольшой группы родителей дозвалило ее «выходить». Начала ее были очень тяжелые, в неблагоприятное отношении дирекции и среды, при материальной нужде. Но она себя оправдывает, есть уже результаты хорошей работы ее учителей. Заканчивая Украинская садик ребенок свободно владеет родным языком, знает много украинских песен, стихов, сказок и тому подобное. Следует упомянуть также, что на нашей территории действуют тоже пункты обучения украинскому языку. К сожалению, не ведется точное отчетности, поэтому нельзя назвать точные числа их учеников, но такие пункты ведутся в Сяноци, где в двух группах обучается около 20 учеников, в селах: Кальник — 32 детей, Хотинец — 30 Мокрое — две группы по 16 и 13 детей, Репеди — 11 Щавне — 13 Лютовища-Лодына — 14 Команча — недостаток данных, Висовое — недостаток данных, Горлицы — 7 учеников, Гломча — 11 Холм — 5, Гребенне — нехватка данных (здесь обучение ведется при церкви). Уже три года — от ухода госпожи М. Лучак на пенсию — нет штатного методиста — координатора. Каждый учитель действует на собственную руку, нет возможности организовать методические конференции, обменяться опытом, некому оценивать труд учителей-украинистов, что затрудняет профессиональный аванс. Все это очень негативно влияет на состояние украинского образования и вообще противоречит идее школьной реформы, которая сейчас у нас проводится. Ученики и мы — учителя — ожидаем интерес со стороны образовательных органов Украины. Ваше внимание — это для нас невероятная моральная поддержка. Мы хотим почувствовать, что за нами кто-то стоит, что мы не одни. Выпускники нашего лицея, но и думаю других украинских школ, ждут конкретного предложения обучения в вузах Украины на нормальных — то есть некоммерческих условиях. Ведь наши соседи такую помощь своим землякам — полякам предоставляют. В самом Перемышле в Частной Высшей школе администрации и управления учится бесплатно 39 граждан Украины. Почему же тогда только двое наших выпускников нашло место в вузах Львова, но и из этого одна на платных условиях? Просим также о помощи в виде инструкторов художественных ансамблей. На сегодняшний день у нас работают такие инструкторы из Львова, но на далекое будущее наши родители не в состоянии нести все расходы н, связанные со средствами переездов, винагоро — ди за труд, закупкой костюмов и т. п. Мечтается нам также беспрепятственный, внеочередной переезд наших детей в львовские театры, на экскурсии в Украину, мечтается помощь в книгах = обеспечение учащихся в необходимую украинскую литературу. В школу не поступает ни один украинский журнал — а хватило бы хотя три, чтобы наш ученик имел представление о своей родине, которая от Перемышля не совсем «по таким далекими горами».

Рубрика: Обучение

- 07.03.2018