Бегство от общества или отдых души на лоне природы (по импрессионистической новелле коцюбинского «intermezzo»)

Урок на тему: Тема урока. Бегство от общества или отдых души на лоне природы (по импрессионистической новелле Коцюбинского «Intermezzo») Цель. Познакомить учащихся с новеллой М. Коцюбинского, усовершенствовать умения логически излагать мысли, привить любовь к природе. Оборудование. Пейзажные картины, текст произведения. Ход урока I. Вступление. Учитель. Перед изучением сегодняшней темы я прошу вас обратить внимание на художественные полотна, которые выставлены. Это пейзажные картины. Центральным образом каждой из них есть солнце, которое своим светом пронизывает природу, льет самоцветы, объединяет небо и землю. От картин веет теплом, уютом и покоем. Прислушавшись, услышим пение птиц, без которых невозможно представить летний день. Именно о таком покой и тишину мечтал герой новеллы «Intermezzo», в которой солнце, поля, птицы являются главными «действующими лицами». Написал это произведение М. Коцюбинский — человек, который любил жизнь, свет, которую называли «солнцепоклонником». Так, природа — это то, что придавало вдохновения истощенной души писателя. Будучи с детства болезненным ребенком, он очень ценил жизнь, стремился в нем найти только прекрасное, даже там, где его трудно найти. Сын в воспоминаниях об отце напишет: "Он был человечным, не терял этой черты на протяжении всей жизни, любил добро, верил в его победную силу». Последним произведением М. Коцюбинского стала новелла «На острове».
https://redroom.kz/seks-igrushki-almaty/vibratory-almaty

Написал он ее незадолго до смерти. В основе лежит рассказ о агаву — растение, живет до тех пор, пока не зацветет, а зацвившы, сразу умирает. Агава пробивается сквозь камни и первой приветствует восход солнца. "Отворяя утром окно, я то и дело вижу ряд цветущих агав. Стоят стройные и высокие, с венцом смерти на лбу, и приветствуют далеко море ". По выражению П. Тычины, писатель оставил нам высший завет: никогда не разминаться с1 человеком. Да, именно человек стоит на вершине каждого произведения автора, для нее и о ней он пишет. Но довольно странно лирический герой импрессионистической новеллы «Intermezzo». Он, на первый взгляд, хочет убежать от людей, уединиться, отойти далеко-далеко.! сегодня мы должны выяснить: убегает герой от общества, или это был только временную передышку, во время которого герой натягивает струны души, очищает душу, принимает в ней золотой посев. II . История написания. Об истории написания произведения может рассказать кто-то из учеников, который с помощью учителя подготовится к этому заранее. III . Проблемный вопрос. В течение двух уроков попробуем выяснить: почему произведение М. Коцюбинского посвящено Кононивдьким полям, в чем же их роль, которая заслуга? Ответ попытаемся конце урока. IV . Ход беседы. Учитель. В начале произведения автор подает список действующих лиц. Но действующие лица — прерогатива драмы. Как это понять? Ответ. Дело в том, что действие произведения происходит в душе лирического героя и является одной из черт импрессионизма. В Коцюбинского действующие лица — это не люди, а чувства, вернее, символы противоречивых чувств, которые постоянно ведут борьбу в душе героя. Автор стремится показать не столько внешний ход событий (бегство из города, приезд в село, путешествие в поле), сколько противоречивую душевную борьбу за право и возможность возвращения к людям. Чем больше герой переполняется негативными эмоциями и чувствами, тем четче и выразительнее прослеживается его пренебрежение к человеку, его проблем. И, наоборот, положительные чувства приближают его к обществу. Итак, действие произведения происходит в душе героя. Учитель. Как импрессионист Коцюбинский выхватывает из жизни героя только минутные впечатления, настроения, которые возникли только в данный момент и, возможно, больше никогда не появятся. Он стремится открыть перед читателем всю душу своего героя, не обходя даже состояния депрессии и стресса. Среди образов произведения мы можем выделить зрительные и слуховые. А можно действующие лица разделить на две группы? Ответ. На основе положительного и отрицательного можно выделить две группы: первая — это те образы, которые наполняют душу положительными эмоциями: солнце, жаворонки, поля; вторая — чувства, которые вносят грусть, порождают нервозность, стресс: усталость, человеческое горе, железная рука города. Учитель. Давайте попробуем восстановить все переживания, мысли лирического героя. Опять пройти его тропами. Что же утомила героя, в чем его трагедия? Ответ. В начале новеллы мы видим, что лирический герой находится в состоянии усталости, которая вот-вот должно привести к стрессу и депрессии. И, что интересно, герой осознает причины своей усталости: «меня утомили люди», «мне надоело быть заездом на чужой станции», «я слышу, как чужое существование входит в мою». Итак, сам герой дает нам ответ. Да, душа переполнена человеческим горем, она больше не в состоянии воспринимать и чувствовать чужую существо. А трагедия лирического героя заключается в том, что он устал от людей, но в то же время не может быть без них. Он, как резинка, впитывает в себя человеческое страдание. «А собственно, разве я знаю, где заканчивается моя жизнь, а чужое начинается?». Для него нет собственного «Я» — есть только одно целое. Поэтому так трудно сейчас убежать от людей, оставить все. Учитель. Герой даже начинает завидовать планетам, потому что каждая из них имеет свою орбиту и ничто не становится на их пути. Была ли это бегство? После первых строк трудно сказать. Кажется, будто действительно герой убегает, бежал как подальше, чтобы обо всем забыть. Ему трудно слушать разговоры в поезде, трудно слышать постойте «надо, надо». Итак, бежит! Но первые впечатления могут быть обманчивыми. Давайте проследим дальше. Что же мы видим в душе героя? Не просто усталость, а стресс. С чего это видно? Ответ. Вспомним лишь первые минуты пребывания героя в комнате. Он охладел к людям: известие о повешенных заедает спелой сливой (это достаточно весомая деталь для импрессионистической произведения). А узнав о казни людей, только лениво зевнул. «Проходите», — говорит он в невидимых существ. Учитель. А вспомните первые минуты приезда. Что удивило героя? Ответ. Героя удивила абсолютная тишина, когда он услышал даже звон собственного сердца. Не может быть такой тишины! Нет, она есть! Вот она! Наконец найдено то, чего так хотелось в последние дни. Приходит успокоение, «усталость» медленно оставляет героя, исчезает нервное истощение. Учитель. Итак, среди полей, приходит успокоение. Но абсолютного исцеления пока нет. С какого эпизода произведения было видно, что заставило насторожиться? Ответ. Это произошло среди полей. Лирический герой любовался спелым колосом, слушал пение жаворонка, протягивал ладони к солнцу. И вдруг неожиданная тень на земле. Неужели это опять человек нашел его и здесь? Душа, которая до этого была открыта, впитывая лучи солнца, плотно закрыла свои двери. И с какой облегчением вздохнул лирический герой, когда убедился, что это лишь тень от облака. И снова дни потекли в степи. Учитель. Данное произведение — новелла, для которой характерен динамичный сюжет, неожиданные повороты действия. Все это вы увидели в «Intermezzo». Но есть еще и символические образы. Главное место среди которых занимают солнце и жаворонки. Герой благодарит их. За что? Ответ. «На небе солнце, среди полей я», — думает герой. Он любит в солнце, благодарен ему, потому что именно оно сеет в душе золотой Бога, наполняет ее теплом и искренностью. Его лучи кажутся материнским молоком, которое ставит на ноги ребенка, оно лечит нервную душу, вносит успокоение. Благодарен и жаворонку, потому что он натягивает струны, объединяет небо и землю. Если струны натянуты, они порождают прекрасную музыку без единой фальшивой нотки. Он натянул и струны души, которая уже поет, веселится. Учитель . Итак, можно понять, что душа героя успокоилась, наступило равновесие. Докажите, что герой вновь способен вернуться к людям. Ответ. Ярким доказательством этого может быть встреча с человеческим горем. Они встретились, стояли молча и минуту смотрели друг на друга. Лирический герой будто проверяет свою готовность вернуться к людям, испытывает наше терпение. Ему самому не верится, что он может снова воспринимать человеческое горе. Не верится и нам, потому что еще совсем недавно была «спелая слива», «легкое зевота», «тень от облака». Но вдруг раздаются слова: «Говори, говори ...». Учитель. Да, действительно, лирический герой после исцеления возвращается к прежней жизни. «Душа поет, струны натянуты ...». Гармонии достигнуто. Итак, это была не бегство, а интермеццо — временную передышку, во время которого приходит успокоение. А теперь давайте вернемся к проблемному вопрос, который звучал в начале урока. Так какая роль КОНОНОВСКОЕ полей? В чем их заслуга? Ответ. КОНОНОВСКОЕ поля стали тем звеном в цепи жизни, которая называется интермеццо. Именно они и приносят успокоение. Только в природе есть гармония, которой постоянно ищет человек. Без этой гармонии в душе немыслимо нормальное существование. Стресс, депрессию можно победить, исцелить — для этого нужно идти в природу. Учитель. Давайте попробуем нарисовать пинию психологических изменений в душе лирического героя. Усталость — стресс — интермеццо — равновесие — способность воспринимать горе. Итак, как видим, интермеццо занимает в этой цепочке центральное место. К нему есть усталость, стресс и только после этого приходит равновесие. В природе мы должны искать передышки, душевной гармонии. Природа — это соблазн, искушение для тех, кто потерял веру в собственные силы, веру в жизнь. И герой не бежит от общества, без которого его жизнь потеряете всякий смысл, он только набирается сил. V . Итог урока. М. Коцюбинский, большой солнцепоклонник, написал хвалебный произведение, оду жизни, солнцу, природе. Он сумел разобраться в противоречивости человеческой души, найти правильный выход. В этом произведении раскрылось мастерство Коцюбинского как импрессиониста и новеллиста. Он еще раз подчеркнул невозможность побега от общества. И сам автор никогда не убегал нелюдимый, наоборот, шел ей навстречу, открывал для нее свою душу. Посмотрите еще раз внимательно на картины, стоящие перед вами. Обратите внимание, здесь много солнца, которое сеет в душе тепло, надежду, искренность. Впустите эти лучи в свою душу, пусть и для вас сегодняшняя путешествие станет intermezzo, и ваши души поют без единой фальшивой нотки.

Рубрика: Обучение

- 16.04.2018