Инновационное развитие социальных систем

Особое значение в системе отраслевого управления уделяется роли центральных, региональных и местных органов управления образованием. Этот вопрос неоднократно поднимался международной педагогической общественностью на заседаниях ЮНЕСКО (1968, 1990г.), Где провозглашалась необходимость определения правильных соотношений между национальными целями и региональными или местными интересами. Такое соотношение должно состоять в соответствии со спецификой каждой страны. Проблема уровней управления образованием в научных исследованиях поднималась преимущественно в контексте управления общеобразовательным учебным заведением такими украинскими учеными, как Е. Березняк, В. Бондарь, Г. Ельникова, И. Жерносек, В. Зоц, Б. Кобзарь , М. Легкий, В. Маслов, Н. Островерхова, В. Пикельна и др. Значительно меньше научных работ посвящено вопросам управления деятельностью районных отделов образования. В основном это исследования 80-90-х годов В. Бегей, Д. Дейкун, П. Дробязко, А. Зайченко, Л. Калинина, В. Колибабчук, Ф. Штыкало, М. Кондаков, Г. Сурмило, М . Корнияка и др. При этом необходимо отметить, что вопросы управления на уровне государства и региона стали предметом научного анализа лишь в последние годы (А. Гошко, М. Дарманский, Г. Ельникова, В. Луговой, В. Подобед, А . Миненко, Г. Федоров и др.).
ramen en eeuren

Обобщая подходы этих ученых к организационно-структурной схемы управления образованием, целесообразно выделить три уровня управления: институциональный (общегосударственный), региональный и школьный (уровень общеобразовательного учебного заведения). В контексте развертывания инновационных процессов эти уровни воспроизводят три вектора инновационного развития образования (см. Таблицу). Первый вектор осуществляет основную функцию управления образованием в стране, которая заключается в обеспечении условий для реализации образовательных потребностей личности и общества. Содержание управления образованием определяется образовательной политикой; государственными стандартами содержания и требованиями к качеству образования; поддержкой инновационных процессов; обеспечением условий для реализации демократических принципов путем создания образовательных регионов; переходом учебных заведений от режима функционирования в режим развития. Реализация нового содержания управления образованием, учитывая социальные условия, изменяющиеся — способствует формированию современной образовательной среды и поэтому характеризуется как целенаправленное взаимодействие участников образования при решении возникающих проблем, что происходит с опорой на его (управления) суб объектов в пределах соответствующих концептуальных положений. Итак, как видно из таблицы, первый вектор (институциональный уровень) определяет и обеспечивает: политику (общую направленность) инновационного развития школьного образования в Украине; нормативно-юридическую базу для организации инновационного поиска; внедрения нововведений через государственные стандарты; апробацию учебников литературы; апробацию новых концепций и систем общегосударственного уровня (независимое тестирование школьников, гражданское воспитание, развитие этических качеств, формирования общеевропейских компетенций и т. п.); обновления системы последипломного педагогического образования. Основными субъектами управления инновационным развитием образования в рамках первого вектора является Министерство образования и науки Украины, Академия педагогических наук Украины и их структурные подразделения. Второй вектор воспроизводит сущность регионального управления образованием — совокупность связанных между собой учебных заведений, инновационных процессов (которые разворачиваются как в рамках школы, так и вне ее), а также деятельность по управлению этими процессами. Согласно выводам В. Лариной, такой подход к осмыслению сущности региональной системы образования подчеркивает значимость инновационных процессов, а также указывает на необходимость и возможность управления ими. Существенными признаками регионального управления инновационным развитием образования являются: широкая сеть ОУЗ различных типов и форм собственности; высокий уровень потребностей гражданственности в качественном образовании; принятия стратегических решений об управлении инновационными процессами; возможности разработки и внедрения вариативного содержания образования на основе регионального материала; реализация инновационных проектов и программ комбинаторного и модификационного типов; организационное, научное и учебно-методическое обеспечение инновационных процессов; изучение и распространение инновационного опыта; ресурсное обеспечение инновационных процессов; создание системы подготовки педагогов к инновационному поиску. Субъектами реализации второго вектора инновационного развития образования является управление образования и науки областного и районного уровней, институты повышения квалификации педагогических кадров. Для третьего вектора управления (школьного уровня) определяющим является формирование на базе общеобразовательного учебного заведения экспериментальной площадки по освоению, обобщение и распространение образовательных новаций. Основными задачами организации экспериментальных площадок являются: внедрения государственного компонента содержания образования и учебной литературы; апробация инновационных проектов и программ комбинаторного и модификационного типов; поиски новых форм и методов организации образования школьников; освоения производительных технологий обучения; разработка новых организаций структур и механизмов управления; проведения текущего диагностирования и коррекции инновационного процесса. Субъектами управления третьего вектора инновационного развития образования являются общеобразовательные учебные заведения разных типов и форм собственности. Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы о том, что в управлении школьным образованием формируются тенденции, которые существенно влияют на развитие отрасли в Украине и в частности распространение инновационного педагогического движения. Первая тенденция обусловлена тем, что в системе образования выделяются ярко выраженные региональные признаки. Они проявляются в стремлении регионов за содержание и формы реализовать географическую, этнографическую, культурную, историческую специфику. Вторая тенденция — это тенденция развития инновационного опыта, в рамках которого создаются новые образцы инновационного поиска, расширяется сеть экспериментальных площадок в регионах, распространяется инновационный движение на местном уровне. Третья тенденция проявляется в интеграционных международных взаимосвязях между образовательными системами регионов. Характерными признаками международного сотрудничества является установление партнерства между региональными управлениями образования, общеобразовательными учебными заведениями, вступление в сети ассоциированных школ ЮНЕСКО, работа над реализацией инновационных проектов и программ. Четвертая тенденция — это тенденция по освоению педагогического менеджмента как условия решения проблем современной школы. Сложившаяся на основе теории менеджмента, педагогическая интерпретация этой тенденции заключается в необходимости разработки и реализации организационной структуры управления «взаимодействием образовательных процессов с учетом возможных вариантов по всем их параметрам».

Рубрика: Обучение

- 06.06.2018