Информатизация образования и проблемы внедрения педагогических программных средств в учебный процесс

Информатизация образования и проблемы внедрения педагогических программных средств в учебный процесс Объем знаний, порождаемое мировым сообществом, удваивается каждые два-три года. Поэтому в современном информационном обществе необходимые умения получать, критически осмысливать и использовать информацию, которая предусматривает овладение информационными технологиями.
сувенирной продукции в ростове-на-дону

Основой глобального процесса информатизации общества является информатизация образования, которая должна опережать информатизацию других направлений общественной деятельности, поскольку именно здесь формируются социальные, психологические, общекультурные и профессиональные основы для информатизации общества. Умение самостоятельно приобретать знания на современном этапе развития информационного общества превращается в жизненную необходимость каждого. Учеными АПН, разработчиками компетентностного подхода, выделены 7 сквозных для всех уровней школьного образования ключевых компетентностей: умение учиться, общекультурное грамотность, здоровьесберегающих, информационно-коммуникативная, социальная, гражданская, предпринимательская компетентности. Такой перечень компетенций является мотивированным, он соотносится с теми требованиями, которые относятся к школьному образованию в европейских странах. Система образования должна обеспечить способность человека к самообразованию, сформировать умения самостоятельно ориентироваться в накопленном человечеством опыте, обеспечить приобретение умений использования информационно-коммуникационных технологий для решения поставленных задач, осознание возможностей их использования. Решать эти актуальные проблемы педагогики призваны новые личностно-ориентированные педагогические и информационные технологии. Именно информационно-коммуникационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. В Украине на современном этапе создана Государственная программа „ Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке на 2006—2010 годы «, которая была разработана Минобразования и науки Украины на выполнение Указа Президента Украины» О неотложных мерах по обеспечению функционирования и развития образования в Украине ", а также соответствующих законов Украины. Согласно Концепции национальной программы информатизации информатизация образования направляется на формирование и развитие интеллектуального потенциала нации, совершенствование форм и содержания учебного процесса, внедрение компьютерных методов обучения и тестирования, что позволит решать проблемы на высшем уровне с учетом мировых требований. Среди них — развитие личности, индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, возможность учитывать психофизиологические особенности каждого ребенка и тому подобное. Результатами информатизации образования должны быть: развитие информационной культуры человека (компьютерной грамотности); развитие содержания, методов и средств обучения до уровня мировых стандартов; сокращение сроков и повышение качества обучения и тренировки на всех уровнях подготовки кадров; интеграция учебной, исследовательской и производственной деятельности; совершенствования управления образованием; кадровое обеспечение всех направлений информатизации Украины путем специализации и интенсификации подготовки соответствующих специалистов. В начале 2006 года оснащение общеобразовательных учебных заведений компьютерной техникой в среднем по Украине составляла лишь 43%, а уровень компьютерной грамотности учителей еще ниже — только 22%. Подключение общеобразовательных учебных заведений к Интернету в целом по Украине составил около 15%. Процент городских школ, подключенных к Интернету, — около 19 сельских — 10. Украина занимает одно из последних мест по количеству компьютеров в общеобразовательных учебных заведениях — 1,3 компьютера на 100 учеников. Для сравнения: Япония — 82, США — 76, Германия — 52, Франция — 38, Польша — 14,6, Россия — 10,4. До недавнего времени информатизация образования рассматривалась управленческими структурами и профессиональным сообществом преимущественно как чисто техническая задача. Под ней понимали, в первую очередь, поставки компьютеров, подключение к Интернету, преподавания курса информатики. Информатизация НЕ связана непосредственно с обновлением содержания, методов и организационных форм обучения, достижением новых учебных результатов, модернизацией всех сторон жизни общеобразовательной школы, использованием компьютера в преподавании учебных предметов. За последние годы странами ЕС достигнуты определенные результаты компьютеризации образовательных учреждений и их подключения к сети Интернет. Однако одной из причин слабого развития компьютерных технологии обучение эксперты ЕС считают неэффективен содержание образовательных электронных средств. По результатам анализа пройденного пути Европейский союз объявил „ новый виток "информатизации образования по программе, которая рассчитана до 2010 года. Основные усилия будут уделяться созданию интернациональных хранилищ унифицированных сетевых продуктов. Значительным фактором вывода образования на качественно новый уровень является не только оснащение учебных заведений компьютерной техникой, но и разработка и внедрение качественных педагогических программных средств по различным предметам. В связи с этим остро актуальными становятся проблемы разработки нового содержания, методов и средств обучения, соответствующего дидактического обеспечения и его научно-методического и психолого-педагогического обоснования. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в изучение всех без исключения предметов открывает широкие перспективы углубления теоретической базы знаний, усиления прикладной направленности обучения, раскрытие творческого потенциала учащихся и учителей в соответствии с их наклонностями, запросов и способностей. Активная роль информационных технологий в образовании обусловлена тем, что по сравнению с традиционными учебно-методическими средствами компьютерно-ориентированные средства обучения обеспечивают новые возможности, а также позволяют реализовать современные педагогические технологии обучения на более высоком уровне, стимулируют развитие дидактики и методики. За последние годы за рубежом создано множество разнообразных обучающих компьютерных программ. В разных странах при поддержке государства создаются общедоступные национальные коллекции (библиотеки) электронных ресурсов. Они собраны и действуют в скандинавских странах, странах Юго-Восточной Азии, Великобритании, Франции, Польши, США. Такие коллекции создаются за государственные средства, на гранты некоммерческих гуманитарных фондов. Главная их особенность — это бесплатное использование и гарантированное качество. В некоторых странах (Норвегия, Эстония, Голландия, Франция, США, Ирландия) государственные органы заказывают разработку принципиально новых электронных ресурсов, которые затем централизованно распространяются в учебных заведениях. В школах Украины использовать зарубежные электронные ресурсы непосредственно на уроках практически невозможно, поскольку программные средства, разработанные в других государствах, не соответствуют учебным программам, утвержденным Министерством образования и науки Украины. Так что проблема применения программных педагогических средств в учебном процессе украинских общеобразовательных школ должен решаться с помощью отечественных разработок. В последние годы целым рядом организаций Украины были разработаны программные педагогические средства по различным предметам, однако их количество недостаточно, они поступают не во все школы или учителя не знают об их наличии. Одним из первых программных педагогических средств, созданных в Украине, был программный комплекс для поддержки обучения математике Gran, разработанный еще в 1989 году М. И. Жалдаком и его аспирантами. Среди других программных средств учебного назначения, проходят апробацию в общеобразовательных школах Украины, известны комплексы, разработанные в Херсонском государственном университете, Харьковском государственном педагогическом университете им. С. Сковороды, Институте передовых технологий, Институте педагогики АПН Украины, Институте проблем искусственного интеллекта МОН и НАН Украины, а также компаниями АОЗТ «Квазар-Микро Техно», ЗАО «Мальва», ООО «АВТ лтд.», «СМИТ» и др.

Рубрика: Обучение

- 11.10.2018