Организационный механизм формирования инновационного образовательного пространства в регионе

Организационный механизм формирования инновационного образовательного пространства в регионе Конец ХХ — начало XXI века — время исторических итогов и рождения новых идей. На рубеже веков происходит осмысление прошлого знания, опыта и формирования нового понимания смысла жизни, создание качественно новой модели общества. Это период активного развития и обновления социально-экономической, общественно-политической сфер жизни, выработка и внедрение новых технологий. Инновационность — признак современного общества, объективная реальность, которую нужно осознать и принять. Закономерен факт принятия на уровне государства законов «Об инновационной деятельности» и «О приоритетных направлениях инновационной деятельности в Украине», которые ориентируют общество на инновационное развитие и определяют механизм реализации инновационной деятельности. В нормативно-правовых актах четко определены цели государственной инновационной политики: создание экономических, организационных и правовых условий для эффективного воспроизводства, развития и использования научно-технического потенциала страны, возрождение духовного и интеллектуального потенциала нации. Формирование инновационной культуры населения рассматривается как стратегический приоритетное направление инновационной деятельности и государственной инновационной политики в Украине. Бесспорно, определяющее значение в этом имеет образование как процесс и результат усвоения знаний, развития, формирования жизненных компетенций. Ключевая роль в системе образования принадлежит учителю. Именно посредством деятельности педагогических работников реализуется государственная политика. Сегодня в условиях общественных трансформаций значительно меняются и взгляды на учителя как носителя культурно-исторического наследия, общечеловеческих и национальных ценностей. Педагог сегодня перестает быть для учащихся единственным источником знаний, поэтому современный учитель должен постоянно получать и обобщать новые знания из различных источников и владеть технологиями их передачи в такой последовательности (или таким образом), чтобы у учащихся формировались умения отыскивать информацию, производить (продуцировать) новые знания, сопоставлять, систематизировать, использовать их в жизни. У такого учителя сформирована инновационная культура, а следовательно — он способен сформировать ее в своих воспитанников. Логичным является вывод о том, что внедрение инноваций в образование есть и необходимостью, и требованием, и задачей, и объективной реальностью. Однако анализ инновационной деятельности учреждений образования как открытых социально-педагогических систем позволяет выявить противоречия между: формированием качественно новой модели общества с новой философией жизни, потребностью государства в образованных специалистах с высоким уровнем культуры , мобильности, творчества, адаптивности к социально-экономических изменений и недостаточным уровнем осознания функций инноваций в образовании; необходимостью внедрять новые знания и использовать современные способы передачи информации, применять инновационные образовательные технологии и низким уровнем как психолого-педагогической подготовленности учителей, так и недостаточными экономическими возможностями внедрения инноваций; широким распространением инноваций во всех отраслях хозяйства и недостаточной разработанностью организационного механизма их распространения в образовательной деятельности. Такую ряд противоречий можно продолжать. Особенно, если рассматривать региональные образовательные системы, которые, кроме общих, имеют свои особенности функционирования. Семантический анализ понятий «инновация», «образование», «пространство», «инновационная деятельность» позволяет нам рассматривать понятие «региональный образовательное пространство» в двух плоскостях: как среда, территорию, в пределах которой действуют согласованные единые правила инновационной деятельности, и как целостную систему, результатом функционирования которой является новейшие идеи и оригинальные технологии. Составляющими такой системы, по нашему мнению, могут быть: 1) инновационная инфраструктура — совокупность заведений, организаций, учреждений, объединений, занимающихся инновационной деятельностью и оказывающих услуги в ее проведении. В региональной инновационной образовательной инфраструктуры относим учебные заведения и научно-методические учреждения, библиотеки, информационные центры, организации, в пределах определенной территории обладают способностью оказать помощь учебного заведения в реализации инновационных проектов; 2) инновационный потенциал — совокупность научно-методических, материально-технических, кадровых возможностей учреждений, организаций и учреждений. В региональный инновационного потенциала относим внутренние и внешние возможности определенной территории. К внутренним относятся такие возможности учебного заведения: научно-методические — наличие в учебном заведении библиотечного фонда, информационно-ресурсного банка данных о передовом педагогическом опыте школы, района (города), области , Украина, достижения науки и техники, нормативно-правовую базу функционирования образовательной системы и инновационной деятельности и др .; материально-технические — функциональная способность помещений и территории учреждения образования (наличие игрового и спортивного площадок, исследовательских участков, спортивного зала, музея, для проведения дополнительной работы с учащимися, учителями и т. д.); техническое оснащение учебного заведения (наличие организационной техники, компьютерной базы, подключение к сети Интернет, телефона, электронной почты, аудио- , видеоаппаратуры и т. д.); кадровые — наличие работников в соответствии со штатным расписанием учреждения образования (обеспеченность школы педагогическими работниками, должностями психолога, социального педагога, организатора детского коллектива, врача и т. д.) К внешним — научно-методические, материально-технические, кадровые возможности района (города), области и их направленность на реализацию инновационных проектов каждого учебного заведения; 3) инновационная культура — составная инновационного потенциала, характеризующая уровень образовательной общекультурной, социальной, психолого-педагогической подготовленности учителей к инновационной деятельности. Инновационную культуру учителя рассматриваем как сформированность мотивации к внедрению инноваций регионального и локального уровней, владение знаниями о современных научных достижениях, осведомленность о опытно-экспериментальную работу и инновационную деятельность учебных заведений Украины, области, района (города), умение проводить психолого-педагогические исследования; 4) мониторинг инновационной деятельности — систематический сбор, обработка, анализ информации о ходе инновационных процессов. Мониторинг инновационной деятельности понимаем как наличие на уровне региона технологий проведения экспертизы инновационных проектов и результатов их реализации. Только в своем единстве описаны компоненты создают целостную систему, четкое функционирование которой способно порождать (производить) новое качество в виде новых идей и опыта. Главной задачей организаторов инновационной деятельности на уровне региона является создание таких условий, при которых названные компоненты существовали бы не отдельно друг от друга, а функционировали в рамках единой целостности. То есть речь идет о создании организационного механизма, который рассматриваем как системообразующие деятельность, направленную на увеличение количества объектов инновационной деятельности в регионе и повышение качества инновационных продуктов. Разработанный нами организационный механизм формирования инновационной образовательного пространства в регионе состоит из двух элементов: 1) определение этапов организационной деятельности (статический элемент); 2) проектирование организационной структуры управления инновационной деятельностью в регионе (динамический элемент).

Рубрика: Обучение

- 02.12.2014