Методика работы с печатными наглядными пособиями

Методика работы с печатными наглядными пособиями ( урок ) Цель. Познакомить учащихся с различными видами (экран) наглядных пособий и методике их использования на уроках естествознания. Производить навыки в работе с различными видами наглядных пособий, развивать творчество, самостоятельность в подборе пособий. Раскрыть значение использования их на уроках естествознания. Оборудование. Учебники «Естествознания» 2 и 3 кл программы средней общеобразовательной школы. Таблицы природных зон, д / м «Нефть» гербарии растений, раздаточные карточки. Литература. В. П. Городенко «Методика преподавания естествознания» Л. К. Нарочна «Методика преподавания естествознания» же. «Начальная школа» 80 р.№40, ст. 42 Ход урока И. Организационная часть. II . Проверка домашнего задания. а) 1 . Провести анализ учебника «Природоведение» 2 кл. 2. Провести анализ учебника «Природоведение» II кл. 3. Методика работы на уроках естествознания плану и картой. 4. Использование на уроках естествознания натуральных наглядных пособий. б) 1. Записать требования к урокам. 2. Структура комбинированного урока. Фронтально. 1. Что такое урок? Типы уроков по естествознанию. 2. Методика подведения итогов наблюдений. 3. Этапы урока — экскурсии. 4. Практические работы на местности в классе естествознанию предусмотренные программами. Проверить выполнение практической работы. Для изучения многих объектов и явлений, недоступных для непосредственного восприятия их в натуре, учитель использует и графические наглядные пособия: картины, таблицы, схемы, цветные открытки, раздаточные карточки и тому подобное. Потребность в демонстрации графических наглядных пособий обусловлена тем, что представления, которые получают дети только из рассказа учителя или чтения статьи и не закрепленные зрительными образами, могут быть неверны. Итак, демонстрации учебных таблиц и картин, сопровождаемые пояснениями, помогают создать у учащихся образные представления о предметах и явлениях окружающей среды. Стеновые картины и таблицы имеют такие размеры, что изображенное на них видно из последней парты. Перед демонстрацией их в классе учитель должен подробно ознакомиться с «Методическими указаниями», которые прилагаются в комплекте таблиц или картин. В них указано, какие методы и приемы нужно использовать в работе с каждой таблицей или картиной, на детали обратить внимание учеников. Работу с настенными картинами или таблицами можно проводить на разных этапах урока. Следует помнить, что пассивное поверхностное рассмотрение картины или таблицы учениками не даст положительных результатов ни в учебе, ни в воспитании. Чтобы повысить активность работы с таблицами, вызывать эмоции и интерес, — нецелесообразно открывать их заранее. Во время беседы или рассказа только в определенный момент учитель открывает картину и анализирует ее. Известно, что стеновые цветные картины и таблицы анализируются части от общего к частному. Например, в процессе работы с картиной «Осень» учитель предлагает определить, какое время года изображено на картине, выясняет, по каким признакам ученики определили это. Обращает внимание на существенные изменения, произошедшие в неживой и живой природе: цвет неба? чем застилается небо вдали? о чем свидетельствуют тучи? какие изменения произошли в жизни растений? какие изменения произошли в жизни животных? куда улетают журавли? Чтобы дополнить образное представление об осени, демонстрируют натуральные объекты, используют результаты наблюдений. Работа с таблицами с применением других наглядных пособий раскрывает типичные признаки времен года, формирует понятие сезонных изменений, происходящих в природе, простых природных взаимосвязей. Анализ ландшафтных таблиц в IV классе более сложный. Например, анализируя таблицу «Пустыня», выясняются не только особенности этой зоны, растительный и животный мир, но и раскрываются причинно-следственные связи: почему в пустыне бедная растительность? почему в пустыне нет больших деревьев? как приспособлены растения к жизни в пустыне? какие животные изображены на таблице? либо приспособление к жизни в пустыне они? животное является основной в пустыне? почему? Подробный анализ таблицы можно сочетать с использованием таблиц, на которых крупным планом изображены те объекты, на существенные признаки которых нужно обратить внимание. Изучение определенных фактов в этих таблицах также сочетается с раскрытием причинно-следственных связей. Для этого перед учениками ставят проблемные задачи и познавательные вопросы: как верблюд приспособлен к жизни в условиях пустыни? почему его называют «кораблем пустыни?» Таблицы используют и для закрепления знаний. Для этого ставят обобщающие вопросы, помогают синтезировать полученные знания. Учитель предлагает, например, рассказать, как живут люди на Крайнем Севере, как приспособились к условиям тундры растения и животные и др. Рассказ иллюстрируют стенными таблицами. Закрепление материала с использованием таблиц помогает восстановить в памяти представление о предметах и явлениях реального мира. Во время проверки домашнего задания надо обязательно использовать и стенные таблицы. Это заставляет работать не только механическую память, но и другие ее виды, помогает развивать логическое мышление, речь, закреплять в памяти обучаемого. Процессы запоминания знаний только тогда ценны и важны, когда ученики хорошо представляют и понимают учебный материал. Другие таблицы помогают подробнее ознакомиться с отдельными объектами (растениями, животными), изображенными на фоне той среды, которое свойственно для их жизни. Для формирования определенного представления о внешнем виде объекта, приспособления к условиям среды и особенностей образа жизни учитель ставит ряд последовательных вопросов, с помощью которых ученики раскрывают содержание таблицы, обнаруживают взаимосвязи между предметами и окружающей средой. Формированию реального представления о величине, внешний вид изучаемого объекта или его отдельных частей помогает демонстрации рядом с таблицами натуральных объектов — чучел, коллекций, гербариев, живых растений или их частей и др. Наглядный материал небольших размеров во время объяснения учитель демонстрирует, обходя класс, или раздает ученикам, если он есть в достаточном количестве. Однако во время беседы нельзя передавать для осмотра отдельные предметы, так, рассматривая их, ученики теряют внимание к объяснению. В процессе работы с таблицами, на которых изображены малоизвестные детям предметы или явления, применяется рассказ учителя. Однако для активизации познавательной деятельности детей обязательны проблемные (познавательные) вопросы. Например, ученики не имеют надлежащих знаний для рассказа по таблице "Каменноугольная шахта. Добыча каменного угля ". Поэтому материал рассказы учитель распределяет на части, в каждой из которых ставит проблемный вопрос: для чего нужно строить глубокие шахты? ранее каменный уголь добывали киркой; какую технику используют теперь? раньше люди возили уголь из забоя до штрека санками или тачками, там его перегружали в вагонетки и перевозили к стволу шахты; как теперь доставляют уголь к стволу шахты и на поверхность земли? Довольно часто, демонстрируя таблицы, на которых изображены различные объекты, применяют сравнения, чтобы выявить характерные признаки предметов или явлений, сделать соответствующие выводы. Например, рассматривая таблицу «Сосна», Учитель предлагает сравнить сосну, растущую в лесу, с сосной, которая растет на просторе. Такое сравнение помогает выяснить потребности сосны в свете. Сравнивая сосну и ель, дети находят как общие признаки (хвойные деревья), так и ряд отличий (внешний вид, потребности в свете и др.). Можно сравнить растительный мир тундры и тайги, углубить знания о причинах отсутствия больших деревьев в тундре, выявить, какие условия влияют на изменение растительности при продвижении с севера на юг. Самостоятельно ученики могут рассматривать таблицы тогда, когда они уже имеют опыт анализа их под руководством учителя, умеют выделять главное и рассказывать о нем по заранее составленному и записанным на доске планом или отвечать на поставленные учителем вопросы. Вместе с настенными таблицами учитель может использовать раздаточные карточки, открытки или цветные иллюстрации из книг и журналов. Главная ценность их заключается в том, что они обеспечивают индивидуальную работу учащихся, помогают конкретизации естественных представлений и понятий, выработке произвольного внимания, мышления и эстетических вкусов, повышают эффективность урока. В раздаточных карточках для III класса авторов Л. К. нарочно и HM Захаровой отражено природу и труд людей нашей страны, помещено краеведческий материал. Они состоят из 15 серий. Задания карточек серии включает несколько упражнений, которые обеспечивают усвоение материала. Использование карточек позволяет разнообразить работу на уроке, повысить познавательную деятельность учащихся, расширить и углубить знания о своей Родине. Методика использования раздаточных карточек, открыток и т. п. может быть разной. В процессе изучения нового материала сначала можно проводить беседу или рассказ с использованием стеновых таблиц, а затем для закрепления нового материала и конкретизации знаний дать индивидуальные задания с использованием листовок или раздаточных карточек. Иногда работа с карточками и открытками, особенно при изучении природных зон, предшествует работе с настенными таблицами. Работая с картами и листовками, ученики готовятся к раскрытию содержания таблицы или картины, проявляют причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Карты и открытки можно использовать для фронтальной работы с классом, самостоятельных занятий учащихся, для проведения уплотненного опроса, письменных контрольных работ и игр. Такое же назначения могут иметь внимательно подобраны цветные иллюстрации из книг и журналов.

Рубрика: Обучение

- 03.12.2014