Методика школой самообследования часть 2

площадь учебных помещений увеличилась на 62 м2 в результате остекление двух лоджий и их переоборудование под класс и читальный зал; общее количество ТСО и оргтехники увеличилось на 16 единиц хранения; прежнему количество ТСО было увеличено только в результате использования внебюджетных средств; тенденция к моральному и физическому старению ТСО и оргтехники; увеличился объем библиотечных фондов в блоках «учебная литература» и «научная литература»: в первом на 350 единиц, во втором — на 26; количество экземпляров учебной литературы увеличивается благодаря не только централизованном поставке, но и закупкам учениками и передачи ими книг в дар школьной библиотеке; сейчас остро ощущается потребность в приобретении учебной и методической литературы нового поколения по ОБЖ, естествознания, экономики, физики, права. Качество проведения уроков в рассматриваемом учебном году оценен в 71,0% максимально возможного результата. Такую оценку получено с использованием методики, разработанной в гимназии 2006 По сравнению с предыдущим учебным годом оценка качества уроков выросла на 3,0%. Качество проведения уроков было обеспечено благодаря тщательному тематическом и поурочном планированию, повышению ответственности учителей, осознанию ими важности ориентации на всей составляющие и аспекты урока в соответствии с моделью его оценивания.
Click here

С 368 проверенных администрацией и методистами уроков 145 оценено на «отлично»; 132 — на «хорошо»; 73 — на «удовлетворительно»; 5 — на «неудовлетворительно». Анализ качества проведения уроков в гимназии свидетельствует о таких общие тенденции недостаточное использование большинством учителей валеологических технологий на уроках; недостаточное умение некоторых учителей обеспечивать в ходе изложения материала проблемность и привлекательность учебной информации (из родной литературы, естествознания); низкий КПД использования наглядных пособий, ТСО, оборудования кабинетов; недостаточное овладение учителями современных оценочных технологий, в частности тех, которые основываются на применении достижений квалиметрии, вследствие чего наблюдается субъективизм в выставлении оценок за работу на уроке, есть определенная ограниченность в применении форм оценивания учебных достижений. оптимальность учебного процесса с точки зрения нагрузки на учеников, уменьшение его вредного воздействия на их здоровье в прошлом учебном году было обеспечено следующими методами: реализацией скрининговой валеологического программы (каждого ученика два — четыре раза за учебный год было обследовано о том, нет ли у него признаков психосоматической дезадаптации); обучением учителей способов снятия напряжения в ходе урока; повышением знаний учителей в области валеологии, эргономики; учетом валеологического фактора при составлении расписания уроков. На протяжении учебного года школьная валеологическая служба провела два семинары с учителями гимназии, а также 36 индивидуальных и групповых консультаций. Социально-психологическая комфортность учебного процесса по результатам проведения психологической службой выборочного опроса учащихся всех параллелей основной и средней школы составляла по 7-балльной шкале 5,86 (опрошено 384 человек). Комфортность учебного процесса уменьшают следующие факторы: жесткий ритм учебного процесса (отметили 56,8%); ориентация учителей в ходе определения требований на «сильных» учеников (38,4%); выраженная конкуренция и соперничество со стороны одноклассников (28,0%). В текущем учебном году продолжались работы по реализации пятилетней программы «Здоровье». В прошлом учебном году было достигнуто таких значимых ее результатов завершена разработка интегрированной учебной программы по ОБЖ с включением в нее элементов валеологических знаний; внедрено в практику работы гимназии общеевропейские тесты физического состояния; разработано положение о конкурсе педагогических достижений «За безопасность преподавания» и определены его победители; установлено контакты и проведены мероприятия с медицинскими учреждениями города и района; внедрено в практику диагностической работы методику определения активности учащихся в обучении (теппинг-тест). В рамках программы «Здоровье» в прошлом учебном году начаты работы по определению и создание организационного механизма, нормативной и критериальной базы для проведения экспертиз учебных программ, внедрения организационных и методических новшеств, педагогических и оценочных технологий с точки зрения безопасности здоровья учащихся. Внеклассная работа в текущем учебном году включала в себя 20 факультативов и занятий на выбор, 17 кружков и студий. Системой внеклассной работы за рассматриваемого учебного года было охвачено 94,2% учащихся. Фонд учебных программ для использования в системе внеурочной работы и дополнительного образования пополнился 10 учебными программами. По согласованию с родительским комитетом и попечительным советом гимназии текущего учебного года увеличен объем предоставляемых учащимся образовательных услуг, особенно по организации дополнительных оплачиваемых уроков по общеобразовательным предметам для качественного усвоения учебных программ. Общий объем таких занятий по математике, родному языку и литературе, других предметов составлял 82738 человеко-часов. Качество организации учебного процесса в гимназии было обеспечено также благодаря применению ранее апробированных и внедренных форм, средств и подходов: функционированию курсов по подготовке детей микрорайона к обучению в начальной школе (преимущественно для детей , которые не посещали детские сады, — курсы «Ладушки»); предоставлению широких возможностей для выбора и корректировки индивидуального образовательного маршрута, в частности обучение на дому (текущего учебного года дома учились 28 человек); систематическом отслеживанию удовлетворенности учащихся и их родителей школой, учету их пожеланий по совершенствованию организации учебного процесса, определение режима учебной недели (удовлетворенность родителей школой на протяжении анализируемого учебного года была 4,5 балла по 5-балльной шкале; учеников — 4,2 — в принципе, на том же уровне, что и в прошлые годы); реализации научного, системного подхода к комплектованию 1, 8 (профильных) и 10-х (специализированных) классов, в частности учету сформированности основных интеллектуальных умений, особенностей ценностно-мотивационной сферы, валеологического статуса, успешности освоения учебных программ базового и повышенного уровня; совершенствованию форм и методов работы с одаренными детьми; развития системы аттестации учащихся, внедрению различных квалиметрических шкал и оценочных процедур в систему дидактического контроля (диагностики техники чтения у младших школьников, процедур комплексного итогового контроля знаний учащихся в форме «Фестиваля знаний», оценки образованности учащихся на основе их личных достижений, безоценочное обучение, учебного тестирования и т. п.);

Рубрика: Общие основы педагогики

- 10.04.2018