Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителей иностранного языка для начального звена образования

Методологические ориентиры профессиональной подготовки учителей иностранного языка для начального звена образования Введение изучения иностранного языка в начальной школе вызвало ряд важных педагогических проблем. В первую очередь встал вопрос качества начальной иноязычного образования, которая зависит прежде всего от учителя. Учитель по своему назначению выступает, с одной стороны, носителем знаний, а с другой — носителем способов передачи этих знаний. Кроме этого, учителям иностранного языка следует учитывать тот факт, что иностранный язык является учебным предметом, поскольку является одновременно и задачей, и средством обучения. Сложность заключается в том, чтобы точно определить переход от того, что в данный момент является задачей, а завтра станет средством достижения другой, более сложной задачи. Стоит отметить еще и на том особенности работы учителя иностранного языка начальной школы, такой педагог должен учитывать не только особенности содержания обучения той или другого языка, но и в совершенстве владеть знаниями по возрастных, индивидуальных, физических и психологических особенностей развития младшего школьника. Важность внедрения новейших учебных технологий в процесс обучения иностранным языкам определено в Концепции обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной 12-летней школе.
скачать stronghold crusader по прямой ссылке

Высказанная необходимость определения новых стратегических направлений процесса овладения иностранным языком, пересмотра целей, содержания, методов, приемов и средств обучения. Одним из основных приоритетных направлений реформирования образования в Украинском государстве (согласно Государственной национальной программе «Образование»), является развитие образования на основе новых прогрессивных концепций, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных педагогических технологий и научно-методических достижений. Необходимость модернизации системы подготовки педагогических кадров и ее основные направления определены в Национальной доктрине развития образования, Концептуальных основах развития педагогического образования Украины и ее интеграции в европейское образовательное пространство. Проблема подготовки будущих учителей иностранного языка занималось немало отечественных и зарубежных ученых. В частности, дидактические основы подготовки будущих учителей иностранного языка к преподаванию интегрированных курсов исследовала Ю. Стиркина. Отдельные труды посвящены вопросам методической образования будущего учителя иностранного языка начальной школы (О. Бигич, Бондаренко, О. Коломинова). И. Зимня занималась изучением психологии обучения иностранным языкам в школе. Современные технологии профессиональной подготовки учителя иностранного языка исследовали В. Кузовлев, В. Карташова, Е. Пасов, И. Москальова и др. Исследование О. Трубицина направлено на проблему подготовки учителя к рефлексивного управления процессом обучения учащихся иностранному языку. В современных условиях развития педагогического образования молодые учителя оказались недостаточно подготовленными к работе в начальной школе. В первую очередь, вырос объем знаний, которые нужно учителю передать младшим школьникам. Соответственно, деятельность современного педагога требует новых подходов и направлений к передаче этих знаний, а также совершенного владения такими учебными технологиями, которые бы побуждали детей младшего школьного возраста к обучению. В связи с этим рассмотрим новейшие подходы к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка. Ряд дискуссий вызвала предложенная российским ученым Е. Пасовим культуровидповидна модель профессиональной подготовки учителя (учителя иностранного языка в частности). По мнению ученого, причина несоответствия уровня образования требованиям общества кроется, в первую очередь, в растущем разрыве между образованием и культурой, поскольку современные учителя передают только знания, а не ценности. Только овладев культурой как системой ценностей, человек становится индивидуальностью, производит индивидуальный стиль деятельности. В своем исследовании Е. Пассов выделяет основные составляющие учителя — мастерство и личность. Культура же играет очень важную роль в образовании именно потому, что она является индивидуально (личностно) усвоенными ценностями. Кроме этого, содержанием образования является культура как система ценностей, а само образование является передачей культуры. Именно поэтому, по мнению ученого, система профессиональной подготовки должна быть нацелена на передачу будущему учителю профессиональной культуры, усваивается в форме четырех элементов. По отношению к учителю иностранного языка выделены: а) знания обо всех компонентах процесса обучения (образования), цели, средства, результаты и приемы, и знания о себе как учителя; б) опыт использования приемов профессиональной деятельности; в) творчество как использование нового в обучении; г) обращен на систему ценностей человека опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности. Культуровидповидний подход к профессиональной подготовке будущих учителей иностранного языка базируется на том факте, что основными составляющими культуры есть четыре компонента: знания — умения — творчество — желание. Причем важнейшими, по мнению Е. Пассова, являются последние два компонента. Если же принять во внимание срок „ учебный предмет "(в данном случае иностранный язык), то ведущими компонентами содержания этого понятия знания, навыки и умения. Именно поэтому современные учебные заведения готовят «предметников», а не учителей. Настоящий учитель должен быть прежде всего творцом, исследователем, а, вместе с тем, владеть и глубокими знаниями по предметным дисциплинам. Поэтому системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя, согласно концепции Е. Пасова, является его методическое мастерство, основанная на педагогических и психологических знаниях и умениях и подкреплена другими дисциплинами, которые имеют обязательную профессиональную направленность. Все дисциплины должны быть ориентированы на подготовку учителя, причем не только учителя целом, но учителя конкретной специальности. Кроме этого, профессиональная подготовка должна быть функциональной, то есть моделировать содержание и структуру учительской деятельности. Поэтому, учитывая вышеупомянутые факторы, концепция Е. Пассова предусматривает несколько иную структуру учебного процесса подготовки учителей (в частности, учителей иностранного языка). Содержание системы профессиональной подготовки учителя базируется не на основе дисциплин, а на основе восьми видов культур (иноязычная, методическая, психологическая, педагогическая, филологическая, духовная, социальная, соматическая), которые в процессе интеграции создают профессиональную культуру учителя. В каждой из культур необходимо при определении содержания образования выделить все четыре элемента культуры (знания, умения, творчество, желание), раскрыть их содержание конкретно и отобрать то, что войдет в программу профессионального обучения. Принцип моделирования в данном случае поможет отобрать главное, поскольку соотношение в каждой из культур будет разным, и значимость каждой культуры будет неодинаковой. Особенно полезным может стать использование ведущих идей этой концепции в процессе профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка начального звена образования. Это обусловлено тем фактором, что в начальной школе мало обладать знаниями по иностранному языку. Нужно заинтересовать учеников, побудить их к деятельности, развивать желание к самостоятельной работе, знать особенности физического и психического развития младших школьников. Кроме этого, очень часто молодые учителя в начальной школе не всегда могут адекватно реагировать на ситуацию в классе, так как в них нет практики общения с детьми. Но если в процессе профессионального обучения в высших учебных заведениях использовать педагогическое моделирование, то молодой учитель быстрее сможет правильно отреагировать на ту или иную ситуацию в классе.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 07.05.2018