Внедрение личностно ориентированного обучения и воспитания — проблемы и перспективы развития

Внедрение личностно ориентированного обучения и воспитания: проблемы и перспективы развития Переориентация на методологию личностно ориентированного обучения является естественным результатом тех изменений, которые происходят в Украине и во всем мире. Ответить на «вызов времени» система общего среднего образования сможет на основе реализации личностно ориентированного обучения, которое предоставляет возможность каждому ученику реализовать себя в познавательной и других видах деятельности, создает условия для полноценного выявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса. Для реализации личностно ориентированного образования организуется деятельность, охраняет и поддерживает ребенка, сохраняет, передает и развивает культуру, создает среду развития ребенка, стимулирует индивидуальную и коллективную творчество. Важной предпосылкой создания лаборатории личностно ориентированного обучения и воспитания на базе общеобразовательной школы I-III ступеней №15 г... Белой Церкви является деятельность педагогического коллектива школы под управлением Н. И.Клокар над проблемой созданием и внедрение проблемно-модульной технологии обучения и воспитания.
Блюда из мяса

Одним из результатов такой деятельности является формирование педагога нового типа — педагога-исследователя, педагога-экспериментатора. На современном этапе развития школы продолжается внедрение проблемно-модульной технологии обучения и воспитания. Вместе с этим появились и утвердились новые направления деятельности, а именно: 1. Внедрение модели личностно ориентированного обучения и воспитания в школе I-III ступеней. 2. Создание методического обеспечения деятельности учителя в классах инклюзивного образования. 3. Реализация модели личностно ориентированного обучения и воспитания в процессе изучения украинской литературы в школе II-III степеней. В процессе работы над реализацией указанных направлений достигнуты значительные результаты: — внедрена модель личностно ориентированного обучения и воспитания; — завершена подготовка материалов опыта работы творческих групп учителей начальной и основной школы по внедрению модели личностно ориентированного обучения и воспитания; — внедряется проект «Утренние встречи: развитие взаимоуважения и толерантности в практику работы учителей-класовода» (по программе всестороннего развития ребенка «Шаг за шагом»); — организована работа видеотеки по проблемам внедрения личностно ориентированной и инклюзивного моделей образования; — проведены занятия для слушателей курсов повышения квалификации; конференции, семинары, «круглые столы», консультации для педагогов области по проблеме внедрения личностно ориентированного обучения и воспитания; — осуществлена апробация учебной литературы и электронных средств учебного назначения; — реализуется программа Всеукраинского социально-педагогического эксперимента «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях»; — создан модельный центр инклюзивного образования; — проведено систему тренинговых занятий с родителями, дети которых имеют особенности психофизического развития; — организованы семинары, тренинги, «круглые столы», консультации для педагогов города и области по проблемам развития инклюзивной модели образования; — осуществляется подготовка методических материалов по организации учебно-воспитательного процесса и психологического сопровождения ребенка с особенностями психофизического развития в классах инклюзивного образования; — организована подготовка материалов к научно-методического пособия по вопросам проведения личностно ориентированного учебного занятия по украинской литературе. Работа педагогического коллектива над внедрением личностно ориентированной модели образования побудила к сотрудничеству с лабораторией обучения украинскому языку и литературы Института педагогики АПН Украины. Администрация школы и методическое объединение учителей украинского языка и литературы под управлением А. М.Фасоли, старшего научного сотрудника лаборатории обучения украинскому языку и литературе Института педагогики АПН Украины, кандидат педагогических наук, работают над разработкой и экспериментальной проверкой методики личностно ориентированного обучения на уроках украинской литературы. Ключевыми признаками такого обучения является использование субъектного опыта ученика, реализация субъект-субъектных отношений участников учебного процесса, деятельностная основа учебно-воспитательного процесса. Сущностью понятия «деятельностная основа» является то, что ученики учатся самостоятельно добывать и применять знания. Самостоятельная работа учащихся как важный признак деятельностной основы предполагает такую организацию процесса обучения, при которой ученик приобретает знания, определяет цель своей деятельности и способы обработки материала, готовится поделиться полученными знаниями с одноклассниками, заботясь о том, чтобы информация заинтересовала их, была для них полезной . При этом формируется критическое отношение к себе, умение рецензировать и оценивать свою работу и деятельность других. В процессе опытно-экспериментальной работы были определены основны компоненты личностно ориентированного обучения, на реализацию которых направлена деятельность участников учебного процесса: — определение целей учебно-познавательной деятельности; — обеспечение реального участия учеников в организации учебной деятельности на основе сотрудничества в целеполагание, планировании и организации работы, рефлексии и оценке; — реализация вариативности форм и содержания учебно-познавательной деятельности, выбора задач и способов их выполнения школьниками; — создание ситуации успеха, формирования положительной мотивации к изучению предмета; — применение интерактивного обучения, диалогического общения, индивидуальной, парной и групповой форм работы; — приобщения школьников к самостоятельности суждений и выбора способов достижения целей; — рефлексия и оценки учебной деятельности (осмысление целесообразности избранных задач, форм работы, способов деятельности, причин достижения целей или неудач); — оценка процесса обучения, развития способностей и личностных качеств школьника (предыдущий уровень и спрогнозированы и полученные результаты, усвоенные способы деятельности, празднование успехов). Педагогами школы экспериментально проверено и внедрено структуру личностно ориентированного учебного занятия, которая отличается от структуры других типов учебных занятий следующим этапам: 1. Этап мотивации (определение эмоционального состояния школьников, создание положительной эмоциональной настроенности к учебно-познавательной деятельности). 2. Актуализация субъектного опыта и опорных знаний. 3. Целеполагание и планирование. 4. Разработка учебного материала (этапы определяются в соответствии с типом учебного занятия). 5. Рефлексивно-оценочный этап. Результатом внедрения личностно ориентированного обучения в процессе изучения украинской литературы является рост уровня внутренней мотивации ученика и интереса к изучению предмета, преодоления тревоги, укрепление уверенности и самостоятельности, формирования положительных концепций относительно собственного будущего, рост уровня знаний школьников .

Рубрика: Общие основы педагогики

- 14.05.2018