Организация обратной связи в ходе бизнес-тренинга

Организация обратной связи в ходе бизнес-тренинга Отличия традиционного и интерактивного контроля и методов обратной связи Анализируя особенности обратной связи в ходе тренинга, мы исходим из понимания этого понятия как процесса сопоставления хода выполнения заданий студентами с заранее установленными учебными стандартами. Известный специалист, психолог Т. Рассел считает, что умение предоставлять участникам обратную связь по результатам их работы на тренинге является важнейшим навыком для каждого тренера.1 Процедуры обратной связи, которые осуществляются на тренинговых занятиях, несколько отличаются от тех, которые реализуются для студентов на традиционных занятиях. Субъективность педагогической оценки и педагогический субъективизм Одной из важнейших составляющих, обеспечивающих эффективную обратную связь , является педагогическая оценка. Исследователи считают, что абсолютная объективность педагогической оценки не только невозможна, а и не всегда целесообразна прежде всего с точки зрения обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании студентов. Поэтому, говоря о специфике обратной связи при проведении тренинговых занятий, считаем необходимым остановиться, прежде всего, на различении таких понятий, как «субъективность педагогической оценки» и «педагогический субъективизм».
Antwerpen Museum

Под последним будем понимать личностное, предвзятое отношение к процессу контроля, что может привести к субъективным ошибок оценивания. Субъективность контроля в определенной степени зависит от уровня контроля, определяется еще на этапе его стандартизации (формулировка цели контроля, описание эталона, разработка критериев, норм оценивания и т. п.). Если контроль осуществляется на уровне учета («обнаружения»: И. П. Подласый), то есть в его основе — факт выполнения или невыполнения работы, степень субъективности минимальна. Можно предположить, что именно эта особенность объясняет популярность использования в системе высшего образования новой технологии модульно-рейтингового обучения, которое впервые было введено в 60-х годах в США и сейчас быстро распространяется в англоязычных странах и Западной Европе. Как считает С. С. Витвицкая, «новая технология в корне меняет педагогические отношения между студентом и преподавателем и способствует более качественной подготовке специалистов» .2 В основе рейтинговой системы находится процесс накопления оценок за определенный период обучения и по разностороннюю деятельность. Сумма этих оценок выступает в роли количественного показателя качества работы студента по сравнению с успехами его товаришив.3 Субъективность педагогической оценки повышается при наличии количественных (объем, скорость) и качественных (глубина, качество, правильность) критериев. Это — уровень критериев (или «измерения»: И. П. Подласый). «Критерии оценки — это те положения, учет которых является обязательным при выставлении той или иной оценки» .4 К критериям, как правило, относят объем (полноту), прочность, глубину, оперативность знаний, умение их изложить, а также качество умений и навыков. Но критерии и нормы оценки устанавливает педагог, и включает в себя определенную долю субъективности. Кроме того, указанные выше понятия, а также понятие «знает — не знает» очень относительными. Еще больше оснований для субъективности содержится на следующем уровне — уровне оценки, то есть интерпретации результатов сравнения и установления степени соответствия фактического состояния и стандарта, поскольку устанавливается соотношение между определенным критерием (правильно, качественно, в срок) и суб "объективным оценочным понятием (" хорошо «,» плохо «,» очень хорошо «,» удовлетворительно "и т. п.). И, наконец, субъективность педагогической оценки может превратиться в педагогический субъективизм на мировоззренческом уровне, если при оценке преподаватель ориентируется на определенный субъективный личностный принцип: «чем ниже, тем лучше»; «На» 5 «знает только преподаватель»; «Студент, не посетил всех занятий, не может хорошо отвечать»; «Нельзя ставить крайних оценок» и т. п. Понятно, что педагогический субъективизм может возникнуть и на уровне учета (например, преподаватель не причисляет работы с первого раза), но более естественно его ожидать именно на уровне оценки. Зависимость субъективности педагогической оценки уровня контроля можно отразить с помощью следующей схемы: Осознание преподавателем данной зависимости позволяет предотвращать субъективных педагогических ошибок при оценке и отличать факты педагогического субъективизма от сознательной психологической поддержки (например, в случае, если преподаватель сознательно повышает оценку слабом студенту). Использование дебрифинга Следующий инструмент, помогающий установить эффективную обратную связь и способствует оптимальности интерактивного контроля, — дебрифинг. Использование в процессе тренинг-обучение дебрифинга (« организованной групповой беседы» 5) дает возможность участникам обдумать и обсудить преимущества, недостатки и возможные реакции на некоторые альтернативные варианты. Цель дебрифинга — заставить участников тренинга подойти к решению проблемы с разных точек зрения и тем самым дать им больше возможностей для выбора дий.6 Поскольку тренинг включает в себя процессы принятия решений (умение выводить суждения) и внедрение этих решений в жизнь (умение владеть навыками) , то обзор результатов деятельности будет включать в себя как дебрифинг, так и обратную связь. При дебрифинга тренер работает с суждениями, при обратной связи — с навыками. Разницу между обратной связью и дебрифигом представлены на таблице 2.6.1. Таблица 2.6.1. Разница между обратным н ' связью и дебрифинга 7

Обратная н ' Связь Дебрифинг
Относится к информации (знаний) или навыков Осуществляется в случаях высказывания суждений или обмена мнениями
Область, где существуют верные и неверные решения Область, где не существует верных или неверных решений (суждений)
Все внимание фокусируется на конкретном студенте Все внимание фокусируется на группе
Студенту сообщают о правильном или неправильном выполнении задания Студенту не имеют права сказать, что он не прав
У студента может снижаться ощущение собственной значимости в глазах окружающих Студент присоединяется ко всей группе
Для проведения дебрифинга необходимо научиться задавать открытые вопросы, которые предусматривают не один определенный ответ, а несколько возможных точек зрения. В отличие от закрытых вопросов, порождающих очень лаконичные ответы («да», «нет», «может быть», «я не знаю»), «открытые» вопросы позволяют респонденту отвечать в неструктурированной манере ("Что вы думаете о ... .? "). 8 При организации дебрифинга открытый вопрос должно касаться проблем, относящихся к задаче, которая решается, а не знаний и навыков, над которыми работает студент. Таким образом, умение проводить дебрифинг — один из основных аспектов мастерства тренера. Дебрифинг применяется на любых стадиях тренинга в случае, если студенту необходимо решить, как интерпретировать ту или иную информацию и как применять какие-либо навички.9 Роль парциальной оценки в обратном н 'связи Как уже отмечалось, педагогическая оценка является составной эффективной обратной связи. Преподаватель должен понимать тот факт, что влияние оценки не является нейтральным, что в некоторых случаях не только плохая, но и хорошая оценка может пагубно влиять на процесс обучения и эмоциональное состояние учеников. В этом плане становится необходимым осознание преподавателем особенностей различных видов и форм оценок в аспекте их психолого-педагогического воздействия на студентов. По уровню обобщенности выделяются 3 вида оценок: парциальная; фиксированная и интегральна.10 Парциальная оценка — это начальная форма педагогической оценки, которая имеет отношение к отдельному знания, умения или отдельного акта поведения. Существует всегда в вербальной форме суждения. Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершающие успехи студента, носит более обобщенный и синтетический характер. Как правило имеет количественное выражение в виде отметки. И, наконец, интегральная оценка — это педагогическая характеристика, составляется на основе парциальной и фиксированной оценок. Данная классификация позволяет четко осознать разницу, которая существует между понятиями «оценка» и «отметка». Можно согласиться с Ш. А. Амонашвили, который считает, что уподобление понятий «оценка» и «отметка» равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом. Понятие «оценки» более широкое, чем понятие «отметки» как количественного отражения оценки. «Оценка» не всегда находит свое отражение в отметке. Так, она может оказаться в похвале словом, жестом, мимике, коротком суждении, выговору, оценочном высказывании. По способу предъявления (презентации) оценка может быть прямой и опосредованной. Прямая оценка — это та, что непосредственно направлена к лицу, которая оценивается. Опосредованное оценивания осуществляется через другого студента или через оценку одногруппников. Как правило, именно последняя ситуация вызывает депрессирующий влияние на студента и приводит к изменению отношений между партнерами по опросу.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 20.06.2018