Обеспечение информационно-компьютерного сопровождения учебных занятий по географии

Обеспечение информационно-компьютерного сопровождения учебных занятий по географии Современные компьютерные технологии в географической образовании базируются на идее их интеграции с традиционными учебными методиками. Сегодня мы находимся на этапе обновления всей системы образования, внедрение в учебно-воспитательный процесс новых информационных технологий, ориентации на творческую деятельность ученика, признание неповторимости его личности, обеспечение дифференциации и индивидуализации обучения. Информатизация общеобразовательного процесса существенно влияет на содержание, организационные формы и методы обучения и управления учебно-познавательной деятельностью, а также вызывает серьезные изменения в деятельности учащихся и учителей.
купить футболку

Важной составляющей информатизации учебных заведений является информатизация учебного процесса. На современном этапе осуществления обучения и воспитания творческой личности информатизация общеобразовательного процесса — одно из приоритетных стратегических задач реформирования образования в нашей стране. Личность ученика ставится в центре учебного процесса, требует от учителя переосмысления целей и задач уроков с позиции школьников. Методика мультимедиа является современной компьютерно-информационной технологии, обеспечивающей возможность объединять в одной компьютерной программе анимацию, звук, текст, графическое изображение и видео. Преподавание с демонстрационно-моделирующими программными средствами, которые используются на этапах изучения нового материала, закрепление, демонстрации модели объекта обучения, показа видеофрагментов должно быть направлено на то, чтобы не давать готовых ответов, а нацеливать учеников на творческий поиск, формирование собственного мнения. Главное — не то, правильная или неправильная ответ, а то, как ученик обосновывает, мотивирует свой вывод, ищет собственный вариант решения задачи. Достижение этой цели возможно благодаря использованию разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, создание атмосферы заинтересованности, стимулирование учеников к высказываниям на основе увиденного, услышанного или смоделированного. Такую возможность предоставляют уроки с обеспечением информационно-компьютерного сопровождения учебных занятий по географии. Важной составляющей информатизации учебных заведений является информатизация учебного процесса — создание, внедрение и развитие компьютерно-ориентированного образовательного среды на основе информационных систем, сетей, ресурсов и технологий, построенных с помощью современной вычислительной и телекоммуникационной техники. Она имеет два основных задачи. Во-первых, широкое использование в процессе изучения учебных дисциплин педагогических программных средств (ППС) на базе современных компьютеров. Во-вторых, получение необходимых знаний и умений ориентироваться в будущем информационном пространстве, потому что сегодня формируется общество, в котором важны накопления, совершенствования и развитие НИТ, создание развитых информационных ресурсов, быстрый и надежный доступ к информации . Для учебного заведения сегодня существенным является то, что даже самое современное программное обеспечение со временем перестает использоваться вследствие высоких темпов развития прикладной информатики. С появлением компьютерно-ориентированных технологий обучения глубоких изменений испытывает весь комплекс учебных средств. НИТ обучения способны заменить все типы традиционных технических средств и обеспечить следующее:

  • высококачественное изображение натуральных объектов и явлений;
  • возможность проведения «экскурсий» на базе Интернета;
  • проведения лабораторных и практических работ и тому подобное.
Итак, компьютер порождает среду, вместе с ролью «поставщика» знаний создает условия для их закрепления и проверки. Можно утверждать, что использование НИТ в учебно-воспитательном процессе в значительной степени позволяет реализовать переориентацию обучения с информативной формы на развитие личности человека, индивидуально-дифференцированный подход и, соответственно, оценки учебных достижений школьников и студентов. Широкие перспективы в сфере применения новых средств обучения открываются в связи с внедрением глобальной сети Интернет. Особенность построения мультимедийных средств обучения, в отличие от чисто информационного изложения учебного материала, предусматривает личное, умственное активное отношение пользователя к содержанию программы, побуждает анализировать его, активизировать процесс познания и усвоения знаний, заложенных в содержании используемой программы или учебной среде. Преимущества мультимедийных обучающих систем обусловлены техническими возможностями компьютера, позволяет
  • значительно расширить и разнообразить материал, который подлежит усвоению, усовершенствовать его структуру,
  • развить управленческую функцию программы;
  • обеспечить своевременную обработку информации,
  • осуществить качественный диалог обучающегося с компьютером;
  • использовать звуковое сопровождение, способствует активизации еще одного канала восприятия через органы слуха;
  • обеспечить качество изображений, соответствующую эстетическим и гигиеническим требованиям и позволяет лучше прояснить материал, изобразить различные процессы, явления, предметы и тому подобное.
Мультимедийные программы естественно-географического цикла могут использоваться как информационно-познавательный или информационно-контролирующий средство обучения, выполнять разнообразные дидактические функции в определенных учебных ситуациях. Значительная часть мультимедийных программ по географии содержит документально достоверную учебную информацию и научную их интерпретацию. Их содержание и построение, основываясь на принципе наглядности, подчиняется также общедидактический требованиям и принципам обучения (научность, систематичность, доступность и последовательность изложения, учет уровня подготовленности учащихся и т. д.). Большинство программ естественно-географического цикла по дидактическим назначением является вспомогательным, иллюстративным источником знаний. С этой целью могут быть использованы такие мультимедийные программы или их фрагменты: «Туристический атлас мира» (значительное количество географических карт, фотографий, видеоклипов и энциклопедическая информация), «География: Пособие для школьников и абитуриентов» (географические карты, видеофрагменты), "География . Весь мир на ладони «(видеофрагменты, фотографии стран мира),» Атлас мира. Новое тысячелетие «(обширная графическая и картографическая информация, большое количество фотографий, иллюстраций и анимаций),» География. Путешествие по Европе «(картографическая и справочная информации),» Атлас Украины "(карты, тексты, графики, таблицы, диаграммы, фотографии и т. п.) и др... Учебная информация, содержащаяся в этих программах, может создать необходимую зрительно-слуховую сопротивления для формирования представлений и понятий о явлениях и природные объекты, которые учащиеся могут непосредственно наблюдать. Благодаря видеофрагментам и фотографиям в этих программах на уроках биологии и географии можно осуществить «путешествие» по планете в уголки живой природы, которые практически недоступны для большинства учеников, обогатит учебный процесс эмоционально-образной художественной форме познания. Мультимедийные средства как источник новых знаний могут использоваться перед изучением учебного материала как вступление к теме или при изучении темы, в сочетании с рассказом или беседой. Рассказ учителя и словесное сопровождение программы сопровождают наблюдения, помогают выделить и проанализировать существенные свойства фактического материала, осознать соотношение между явлениями и событиями, сделать выводы, обеспечить связь с содержанием урока. Учитель имеет возможность проследить за некоторыми приемами, которые применялись в мультимедийной программе, осуществить сравнение и на этой основе сопоставить словесное содержание и изображаемые мультимедийные явления. На следующих уроках при изучении нового материала он учтет типичные особенности процесса сравнения и сопоставления.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 02.07.2018