Методы активного обучения

Методы активного обучения Материалы должны быть полезными всем, кто считает, учитель обязан учиться все жизни, только тогда он борется за право учить других. И если вы, как директор современного учебного заведения, планируете организацию обучения педагогического коллектива вашей школы — вы найдете для себя непревзойденные образцы такой деятельности В этом случае вы уважаемый директор, есть выступать в роли тренера, который вместе с коллегами продвигается к более высоким ступеням педагогического мастерства.
Скупка авто Псков

Ключевые понятия: условно пассивные, активные и интерактивные методы обучения, тренинг, тренер, фасилитатор. Структура публикации: Понятие «активное обучение», обоснование его значимости и узловые понятия. Концепция активного обучения взрослых. Основные принципы обучения взрослых. Условия эффективного использования методов активного обучения. Препятствия активному обучению и пути их преодоления. Что такое активное обучение и почему оно важно Использование методов активного обучения является крайне важным потому, что они имеют большое влияние на учения, усвоения учебной информации и выработки личностных качеств. Так, одни исследования показывают, что взрослые ученики отдают предпочтение методам активного обучения, другие указывают на то, что с точки зрения оценки методов активного обучения и традиционных лекций показатели успешности усвоения знаний студентов соразмерны, а вот показатели освоения новых навыков значительно превышают те, что были достигнуты после курса обычных лекций. Исследовано также, что значительное количество взрослых с различными индивидуальными учебными стилями усваивает знания эффективнее, когда используются активные методы обучения. Иными словами, для нас, как преподавателей, должно быть важным не только то, как много они узнали, учась, но и то, как они будут использовать полученные знания. Итак, вдумчивый подход к использованию методов активного обучения охватывает следующие моменты: мы все больше узнаем о множестве способов, с помощью которых можем эффективно активизировать нашу учительскую практику, и приобщаемся к практике саморефлексии относительно собственного преподавания, а также изучаем, каким образом взрослые ученики учатся эффективно . Выясним сущность основных понятий, которые мы планируем использовать в дальнейшем. Активное обучение Часто этим термином пользуются слишком свободно, хотя он специфическое значение. Многие педагоги утверждают, что обучение само по себе является активным, а ученики активные даже во время слушания лекции. Но мы определяем активное обучение как таковое, что привлекает учеников к участию в выработке познавательной информации и пробуждает личную ответственность за то, что они делают. Участниками активного обучения для нас взрослые ученики-старшеклассники, учителя, воспитатели, имеющие больший или меньший опыт педагогической деятельности и возможность воплощать усвоенное в практику образовательной работы с детьми. Методы активного обучения Методы активного обучения распределяем в зависимости от структуры тренинговой деятельности и задач каждого этапа: на подготовительном, основном, завершающем. Основной целью методов, которые используются на подготовительном этапе, является создание атмосферы взаимопонимания и эмоционального комфорта, выявление ожиданий участников, а также вникания в тему. В ключевой части тренинга происходит усвоение основного содержания. Поэтому и методы основной части направлены именно на обеспечение максимально успешного усвоения познавательной информации. Методы завершающего этапа направляются на итоговую работу закрепления информации, а также помогают устанавливать обратные связи. Методы компенсирующего воздействия активизируют внимание учащихся, помогают конструктивно организовать работу, умело сделать психологическая разгрузка, отдых, сбалансировать различные виды деятельности, создать положительный эмоциональный настрой. Методы активного обучения воплощаются с помощью ряда более конкретизированных приемов работы тренера — игровых упражнений, практических заданий, ролевых и деловых игр, мозговых штурмов, обсуждение проблемы в командах и парах и тому подобное. Тренинг сформулировать концепт или определения тренинга трудно, поскольку часто этот термин употребляется со спортивной коннотацией. В учебнике для тренеров Женского консорциума ННГ-США (Киев-1997) мы нашли такое определение тренинга: "запланирован процесс, предназначенный восстановить навыки и знания и проверить отношения, идеи, поведение с целью их изменения и обновления. Он содержит широкий круг учебных задач — от формирования технических навыков (например, пользование компьютером) к более сложным комплексов, которые могут полностью изменить или усилить шкалу оценок и ценностей ". Дополняя это определение, во время тренингов постоянно используются методы активного обучения, поскольку именно благодаря им появляются или возобновляются умения и навыки, развиваются положительные качества личности, формируется система отношений к вчиння и познания, активизируется взаимодействие между участниками занятий — это система концептуально, логично, тематически и структурно связанных занятий, во время которых широко применяются методы активного обучения, а основной методикой которых является формирование и обновление системы отношений, профессиональных умений и навыков, развитие у педагогов необходимых для осуществления личностно ориентированного образования качеств. Тренер Этот термин также часто вызывает в воображении образ спортивного руководителя, который заботится о развитии физических навыков, безупречное выполнение спортивных техник, наблюдает, слушает, делится своими наблюдениями и тому подобное. Профессию тренера, как образовательного специалиста, еще не включили в государственный классификатор профессий. Мы, тренеры, работая со взрослыми, можем время от времени фокусировать внимание на совершенствовании определенных техник. Но главным объектом нашего внимания должен стать собственно сам процесс обучения взрослых и методы, помогающие учителю быть самостоятельным и вдумчивым, прогнозируя проявления детского поведения и реагируя на них. То есть главными функциями тренера, в нашем понимании, становятся забота о развитии у взрослых учеников педагогических навыков и умений, системы ценностных отношений, а также положительных личных качеств, необходимых для осуществления личностно ориентированного обучения и воспитания детей. Фасилитация Чтобы достичь во время тренинга максимально успешного взаимодействия между его участниками, тренер должен постоянно заботиться о том, как облегчить и улучшить учебный процесс, оказать положительное стимулирующее воздействие на поведение взрослых учеников, предоставить им взвешенную поддержку и умеренную помощь. Даже активное обучение и тренинг по стилю общения, характером взаимодействия тренера с участниками бывают разными — и положительным, и отрицательным. Скажем, некомпетентный тренер обычно злоупотребляет указаниями или объяснениями, использует приказы или косвенные угрозы, невнимателен к аудитории, обустройства класса и др. Атрибут «фасилитативний» означает, что тренер обязательно должен положительно влиять на учебную деятельность других, стимулировать ее, в результате чего она становится более активной, свободной и раскованной. Фасилитативний тренер является дирижером учебного процесса. Сопутствующими фасилитации, как правило, являются процессы подражания и суггестии, выдвигающих сложные и строгие требования как к организации обучения, так и к личности тренера и его поведения. Суть концепции фасилитативного обучения можно резюмировать в таком высказывании: тренеры обращают больше внимания на вчиння учеников, чем на свое преподавание.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 14.08.2018