Основные положения по проведению тренингов

Основные положения по проведению тренингов Слово «тренинг» происходит от английского «to train» , что означает "обучать, тренировать, дрессировать» Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой она собралась. Как правило, участники в восторге от тренинговых методов, так как эти методы делают процесс обучения интересным, не обременительно.
http://proektresurs.ru/ograzhdeniya/gazonnye/

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные различия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ, и по своей сути является формой передачи информации и усвоения знаний. Зато тренинг, прежде всего, ориентирован на вопросы и поиск. В отличие от традиционных тренинговые формы обучения полностью охватывают весь потенциал человека: уровень и объем ее компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность к принятию решений, к взаимодействию и тому подобное. Конечно, традиционная форма передачи знаний не является сама по себе чем-то негативным, однако в мире быстрых изменений и непрерывного старения знаний традиционная форма обучения имеет суженные рамки применения. Так же, как и любое учебное занятие, тренинг имеет определенную цель. Ею могут быть: информирования и приобретения участниками тренинга новых профессиональных навыков и умений; освоения новых технологий в профессиональной сфере; уменьшение чего-то нежелательного (проявлений поведения, стиля неэффективного общения, особенностей реагирования и т. д.); изменение взгляда на проблему; изменение взгляда на процесс обучения, чтобы понять, что он может давать вдохновение и удовольствие; повышение способности участников к позитивного отношения к себе и жизни; поиск эффективных путей решения поставленных проблем благодаря объединению в тренинговой работе различных специалистов, представителей различных ведомств, которые влияют на решение этих проблем; активизация общественности по решению актуальных проблем; получения альтернативной гражданской образования. Тренинг имеет свои «атрибуты». К ним относятся: тренинговая группа; тренинговое круг; специально оборудованное помещение и принадлежности для тренинга (флипчарт, маркеры и т. д.); тренер; правила группы; атмосфера взаимодействия и общения; интерактивные методы обучения; структура тренингового занятия; оценки эффективности тренинга. Тренинговая группа — это специально созданная группа, участники которой при содействии ведущего (тренера) включаются в интенсивное общение, направленное на достижение определенной цели и решение поставленных задач. Тренинговая группа обычно включает 15-20 человек. Такое количество людей позволяет оптимально использовать время и эффективно обучать людей. Тренинговые занятия могут быть разной продолжительности: от 1,5-3-х часов (2-4 академических часа продолжительностью 45 минут каждая) до нескольких дней подряд. По продолжительности наиболее удачной формой групповой работы является марафон, то есть проведение занятий продолжительностью 6-8 часов ежедневно в течение нескольких дней. При такой форме работы предполагается большая обеденный перерыв (не менее часа) и два перерыва по 15-20 минут через каждые 1,5-2 часа работы. Во время коротких перерывов участникам целесообразно предложить напитки (чай, кофе, воду, соки и т. д.), можно и легкую пищу (бутерброды, конфеты, печенье и т. д.). Считается, что такой продолжительности перерыва достаточно для восстановления сил участников. Рабочие места для участников в помещении могут быть расположены по-разному, но целесообразно избегать «аудиторного» и «школьного» стилей. Хорошо, когда стулья для участников располагаются полукругом — это способствует созданию неформальной атмосферы, обеспечивающей возможность каждому видеть всех участников тренинга, подчеркивает равнозначность позиций всех участников. Это способствует созданию атмосферы открытости, развития доверия, внимания и интереса участников одного к другу. Главное, что обеспечивает благоприятную атмосферу для обучения в тренинговой группе, — это правила, которые должны соблюдать каждый участник. Основные из них: ценить время; вежливость; позитивность; разговор от своего имени; добровольная активность; конфиденциальность; «Стоп»; «Поднята рука»; обратная связь и тому подобное. Правила принимаются в начале тренинга всеми участниками группы и нужны для того, чтобы каждый мог работать в комфортных условиях; получать информацию самому и не мешать получать информацию другим удобным для каждого способом; откровенно, без опасений выражать свои мысли; позволить себе спонтанные без предварительной взвешенные высказывания, приближать тренинг к реальной жизни; быть уверенным, что предоставленную им информацию используют только в интересах участников. Тренинг проводит тренер (ведущий), который общается с участниками «на равных», является таким же участником тренинговой группы, как и все остальные участники. Но одновременно он является и катализатором всех процессов, происходящих в группе на пути к достижению поставленной цели тренинга (для этого он должен понимать настроение каждого участника). Тренер отличается от других участников тем, что владеет информацией по указанной теме; знает методику проведения тренинговых занятий; умеет работать с аудиторией и владеет методикой обучения взрослых и детей; обладает навыками ведения тренинговой группы (регулирует групповые процессы, знает, как заинтересовать участников, снять напряжение, направить группу на конструктивное решение проблемы и т. д.); постоянно повышает свой тренерский потенциал; знает методы оценки результатов тренинга и умеет их применять; знает об отсроченных результаты воздействия тренинга, как ожидаемые, так и неожиданные. В тренинге широко используются методы, направленные на стимуляцию взаимодействия участников. Все они объединяются под названием «интерактивные техники» и обеспечивают взаимодействие и собственную активность участников во время динамического учебного процесса. интер (лат. Inter) — префикс, означающий пребывания между чем-то, кем-то; актив (лат. Actus) — привожу в движение; интерактивный — движение, происходящее между объектами: внешними — между отдельными людьми, внутренними — движение, активность, происходящая в самом человеке и которая приводит к изменениям ее взглядов, мыслей, поведения и тому подобное. Проведение тренинга происходит по определенной структуре. Типовая структура, цели и задачи тренинга вместе служат основой для составления плана его проведения. Такой план может иметь различные формы (таблица, перечень последовательных действий, схема и т. д.), но принципиально то (и это следует хорошо усвоить будущему тренеру), что план тренинга следует составить обязательно. Естественно, это не означает, что тренинг пройдет полностью так, как было запланировано, однако план поможет тренеру соблюдать основных вопросов, которые должны быть проработаны в ходе работы группы, иначе невозможно достичь поставленной цели тренинга. Во время тренинга непременно возникает много побочных тем для обсуждения, и каждая из них оказывается более или менее привлекательной для участников. Однако их обработки служить другим целям. Между тем срок занятия всплывать, и обязательные вопросы могут остаться не рассмотренными. Поэтому именно заблаговременно составленный план поможет придерживаться выбранной темы, добраться желаемой цели. Итак, тренинг — это: группа, которая помогает стать каждому ее участнику более компетентным; процесс, во время которого участники вступают во взаимодействие; процесс, в центре которого есть проблема и ее понимание участниками группы, а не компетентность ведущего по указанной проблеме; обучение, во время которого активность участников выше, чем активность ведущего; обучение, которое дает участникам удовольствие, активизирует их, стимулирует интерес к познанию; обучение, результат которого достигается во взаимодействии всех участников тренинга; открытие участниками в себе новых возможностей, ощущение того, что они знают и умеют больше, чем до сих пор думали о себе; возможность открытия других людей, обучение через взаимодействие с ними, понимание того, на что способны люди, от которых раньше не ожидалось ничего интересного;

Рубрика: Общие основы педагогики

- 12.09.2018