Влияние творчества профессора а. н. граборова на развитие украинского олигофренопедагогики часть 2

Как уже отмечалось, для современных историков коррекционной педагогики важным фактом является и то, что А. Н. Граборов начал системное изучение истории развития науки об обучении и воспитании различных категорий детей с особенностями психофизического развития. Ученый в научных и научно-методических трудах отмечал, что поскольку сама олигофренопедагогика создается в историческом процессе, то и главная дефиниция педагогики — воспитание является исторической категорией, поэтому свои цели и задачи олигофренопедагогика рассматривает именно в их принадлежности от собственно исторического процесса общественного развития . А. Н. Граборов совершенстве раскрыл современное видение умственной отсталости с позиций биосоциального подхода к пониманию природы этого явления. Опираясь па собственно всестороннее научное изучение природы «аномальной» ребенка, ученый комплексно раскрыл психические особенности у детей различной степени олигофрении: идиотия, имбецильность, дебильность. Прогрессивным в деятельности А. Н. Граборова было и то, что он основательно проанализировал развитие типов учебных заведений для умственно отсталых лиц в условиях царской России и в советский период развития нашей страны. Он также четко определил цели и задачи этих учебных заведений как в системе Министерства образования, так и в Министерстве социальной защиты. Деятельность вспомогательных школ ученый рассматривал прежде всего с позиций организации коррекционно-воспитательного процесса. Важным средством коррекции зад, умственного и физического развития, исследователь видел четко налаженное трудовое воспитание и обучение. Именно из-за научную обоснованность труда в. навчальний и внеучебное время у детей происходит воспитание главных психологических качеств, характерологических черт личности, коррекция в области физического развития. Важное место в научно-методическом наследии ученого занимают вопросы организации учебного процесса во вспомогательной школе. Так, особое значение, по мнению ученого, имеют разработки учебных планов га программ, а также комплексное научно-методическое обеспечение преподавания каждой учебной дисциплины. Не утратили своей научной и практической значимости подходы DM Граборова к разработке системы методов обучения учащихся этого типа школ. Ученый справедливо отмечал первоочередном значении для умственно отсталого ребенка наглядных и практических методов дидактики, а не игнорируя при этом вербальные способы изложения учебного материала. Общедидактические требования к уроку: тема, целевая установка урока, практические навыки на уроке, дозирование учебного материала, методы работы, оборудование, связь с предыдущим учебным материалом, повторения, типы уроков, подготовка учителя к уроку — вот далеко не полный перечень вопросов, которые были глубоко проанализированы этим педагогом-дидактом. Наряду с дидактическим аспектом олигофренопедагогики, ученый заложил основы теории воспитания учащихся данного типа учебных заведений. В частности, Э. М. Граборов четко определены и проанализированы основные направления воспитания умственно отсталого ребенка: интеллектуальное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и др., И сейчас служат определенным методическим ориентиром для педагогов вспомогательных школ Украины. Тщательное изучение со стороны практиков заслуживают и подходы ученого к изучению организации продленного дня учащихся. В частности, им четко разработаны организационные формы продленного дня: индивидуальная, массовая и кружковая работа. Особенно значимой страницей в творчестве А. Н. Граборова с изучения им требований к личности самого учителя вспомогательной школы: мировоззрение, общее образование, обще педагогическая и дефектологическая подготовка, субъективные черты и тому подобное. Кстати, подобные высокие требования ученый выдвигал и ко всему коллективу работников школы независимо от должности. Будучи прежде всего педагогом-гуманистом, А. Н. Граборов всесторонне раскрыл в своих трудах анатомо-физиологические особенности глубоко умственно отсталых детей — имбецилов и идиотов, акцентируя внимание родительской и педагогической общественности на учете этих особенностей в организации коррекционно-воспитательной работы. Формирование сети высших учебных заведений, которые занимались подготовкой кадров для специальных школ, стало существенным признаком развития дефектологической сферы знаний того времени. Среди ряда дефектологическую факультетов педагогических заведений одно из ведущих мест принадлежало и продолжает принадлежать дефектологическом факультета Национального педагогического университета им. М. П. Драгомапова. Профессор О. М. Граборов течение многих лет широко сотрудничал с дефектологическим общественностью Украины. Он постоянно оказывал научно-методическую помощь сотрудникам НИИ дефектологии Министерства образования Украины, который был создан в Харькове, а затем переводе в Киев. Свидетельством этого с того, что свою оригинальную научно-методическую работу «Дефектология» он печатает сначала па Украине и к тому же на украинском языке. Профессор имел тесные связи с целым рядом украинских психолого-педагогических изданий. В частности, им был напечатан ряд обстоятельных статей в украинском журнале «Путь образования». Как и для всего прогрессивного педагогической общественности страны, так и для А. Н. Граборова, была тяжелым испытанием запрет в 1936 году педологии как науки, интегрировала в себя широкий спектр дитинознавчих отраслей знаний. Всестороннее медицинское и психолого-педагогическое обследование детей стали господствующей идеей в широких кругах педагогов-ученых и практиков мира. Исключения не составляла и наша отечественная педагогическая наука. Вполне закономерно, что именно дефектология, в частности, олигофренопедагогика, наладила четкую систему сотрудничества с педологией. Свидетельством этого является то, что уже в начале XX века (1904 гг.) Было организовано первое в России постоянно действующие курсы по изучению общей и экспериментальной психологии, широкого спектра медико-биологических наук, общей и специальной педагогики, истории педагогики. О научной вес этих курсов свидетельствует их научно-преподавательский потенциал В. М. Бехтереев, А. Ф. Лазурский, И. П. Тарханов и др. Переломным для дефектологии и педологии стал 1908, поскольку именно в это время в Москве было организовано экспериментальную лабораторию по педагогической психологии, а в Петербурге В. М. Бехтерев основал психоневрологический и педологический институты, которые начали подготовку высококвалифицированных дефектологическую кадров. С местью налаживания тесного сотрудничества с педологами А. Н. Граборов создал вспомогательную школу, непосредственно входила в структуру научного центра В. М. Бехтерева. Обогащению теоретического потенциала дефектологии способствовал выход в свет серии фундаментальных трудов ученых-педологов. Среди ряда работ дореволюционного этапа развития отечественной педологии, по нашему мнению, заслуживают. первоочередного внимания пращ В. П. Вахтерева «Основы новой педагогики» (1913 гг.) И П. Ф. Каптерева «История русской педагогики» (1915 p.). Свидетельством единства основных идей педологии и дефектологии стал Первый педологический съезд (Москва, 27 декабря 1927г. — 4 января 1928г.). Ведущими педологами и дефектологами того времени были: Л. С. Выготский, В. Н. Бехтерев, 1.0. Соколянский, OP Лурия, Л. В. Занков, которые в своих выступлениях обращали внимание научного собрания к актуальности затронутых съездом проблем. Важное практическое значение этого научного форума для олигофренопедагогики состояла в том, что он стимулировал развитие широкого спектра экспериментальных методик изучения лиц с определенными недостатками психического развития. С этой местью в учебные планы педагогических учебных заведений были внесены существенные коррективы в сторону увеличения внимания к изучению передовых отечественных и зарубежных психолого-педагогических методов изучения ребенка. Важно, что значительным успехом съезда в методологическом плане стало достижение научно-корректного понимания соотношения между социальными и биологическими факторами в формировании личности ребенка.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 03.12.2014