Методические системы современных информационно-образовательных технологий часть 2

Таким образом, процесс проектирования методических систем в значительной степени связан с исследованием и моделированием статики и динамики деятельности и взаимодействия их существенных составляющих. Совокупность этих моделей и моделей внедрения, оценки и управления учебным процессом образует систему моделей учебного процесса . В то же время, учебный процесс — это реальная деятельность. Для его внедрения и осуществления наличие системы моделей учебного процесса является условием необходимым, но недостаточным. Учебный процесс разворачивается в реальной методической системе, деятельность которой подчиняется соответствующей методике обучения, а для ее функционирования привлекаются реальные участники учебного процесса, методы обучения, другие необходимые ресурсы деятельности (энергетические, финансовые и т. д.). Подчеркивая системность проблемы построения и использования методических систем, базирующихся на современных информационно-образовательных технологиях, определяя структурную взаимосвязь их существенных элементов, далее мы рассмотрим вопросы, связанные с проектированием (моделированием) методических систем е-дистанционного последипломного (дополнительного) обучение взрослых (далее, методических систем), спецификой осуществления учебной деятельности в электронной дистанционных методических системах. Независимо от предметной направленности методических систем как на первом этапе их проектирования, так и в процессе их дальнейшего внедрения, использования и развития, члены проектной команды (в первую очередь, эксперты из проблемной области и проектировщики-методисты) должны получить ответы на ряд вопросов, которые позволяют целенаправленно и комплексно моделировать и развивать качественные методические системы и которые, например, в определенные как фундаментальные

  1. Кто наши (наши будущие) студенты (учащиеся , слушатели), входящего (будет, может входить) в состав нашей (будущей) учебной группы?
  2. Почему наши (будущие) студенты хотели бы научиться (знать, уметь, получить навыки)?
  3. Что побудило (заставило) их обратиться к образованию?
  4. Как вы (члены проектной команды) планируете организовать коммуникации, осуществлять передачу (доставку, транспорт) учебных объектов для обеспечения учебной деятельности.
  5. Какие средства обучения необходимы для обеспечения обучения?
  6. Какие показатели знаний студентов будут определять успешность учебной деятельности?
Где из преподавателей (членов проектной команды) считают достаточным начинать свою работу ответив только на некоторые из этих вопросов. Однако, такой подход неизбежно приводит к дальнейшим осложнениям и недоразумений, когда спроектирована методическая система не позволяет (в пределах своих возможностей) обеспечить ориентированной (на индивида или группу) адаптации своих педагогических возможностей по причинам неосмотрительно заложенных в методическую систему (практически запроектированных) ограничений ( фактически, ошибок). Следует учитывать также и то, что е-дистанционные технологии предусматривают преимущественно интерактивный характер обучения. Это позволяет уточнять ответы на эти вопросы и вносить коррективы в методическую систему в процессе ее использования. Эта возможность есть безусловно положительной с педагогической точки зрения. Однако, она актуализирует, с одной стороны, наличие некоторого педагогического предвидения членами проектной команды по спектру возможных (будущих) пожеланий (требований) студентов, а с другой стороны, предусматривает в методической системе проектируемого необходимость создания некоторых «дидактических запасов». Очевидно, что невозможно предвзято дать точные ответы на все указанные вопросы, зависит от многих факторов: предметной области, педагогических возможностей будущих преподавателей, личностных характеристик будущих студентов, педагогического уровня учебно-методических материалов и имеющихся средств учебной среды др. Однако, рассмотрение этих вопросов в некотором диапазоне их возможных вариантов возможно и целесообразно. Такой подход открывает путь к построению качественных методических систем. Рассмотрим эти вопросы более углубленно. Вопрос первый. Кто наши (наши будущие) студенты (учащиеся, слушатели), входящего (будет, может входить) в состав нашей (будущей) учебной группы. Обобщенный портрет нашего будущего (возможного) учебной группы. Типичный состав учебной группы, привлекаемого к е-дистанционного обучения является гетерогенным. По возрасту — это, возможно, студенты от 18 до 60 лет. Некоторые из них имеют не абы какой опыт практической деятельности. Другие, только начали работать. В е-дистанционного обучения могут привлекаться студенты с существенной неравномерностью владения языком обучения, различной родной культуры. Будущие студенты могут отражать широкий спектр индивидуальных возможностей, личных целей и потребностей, они отражают знания и опыт предыдущего образования и жизни. На первых шагах моделирования методических систем очень важно определить эти особенности и пытаться их учесть при формировании психолого-педагогических подходов по удовлетворению индивидуальных потребностей будущих студентов. Люди в возрасте, обратились к образованию, преимущественно более мотивированы к обучению, чем молодые студенты. Многие люди, которые привлекаются к е-дистанционного обучения уже имеют специфические учебные цели и твердые осознанные потребности в карьерного продвижения. Людей, которые выбирают е дистанционную форму обучения, наиболее привлекает такая ее принципиальная особенность, как гибкость получения образования во времени и пространстве. Такие люди часто заинтересованы в отражении в их учебной деятельности специфики их пожизненной персональной и профессиональной ответственности. Имея напряженный распорядок рабочего и официально вне рабочего времени, значительное время пребывания за пределами мест проживания (например, находясь в командировках), такие люди заинтересованы в гибкой по времени и в пространстве построении учебного процесса. Они могут выбирать для обучения только один учебный предмет и быть более мотивированными по личной цели и карьерных целей. Сбор информации по указанным особенностей будущих студентов (учебной группы) может осуществляться различными путями. Члены проектной команды могут собирать необходимую информацию о тех, кто планирует учиться и уже учится различным путями. Однако, вопросы, которые они формируют для этого сбора должны отражать ту специфику, подальше позволит корректно построить учебные цели электронной дистанционного учебного курса. Сбор информации может осуществляться в той или иной вероятной форме: студентам предлагают представить себя будущему учителю и нарисовать свой «предварительный портрет» у не принудительной обстановке (во время отдыха, неофициальных студенческих собраний и т. д.); заполнения on — или of-line опросников; личных телефонных разговоров со всеми студентами, или получения ответов на вопросы перед началом учебного времени, когда это возможно; проведение интервью и представления студента учебной группе и тому подобное. Методические системы должны обеспечивать реализацию современных методов обучения, предусматривать возможность осуществления обучения с учетом предыдущего опыта учащихся (планирует учиться).

Рубрика: Общие основы педагогики

- 04.12.2014