Обучение детей старшего дошкольного возраста элементов риторики

Европейские тенденции в развитии образования взрослых В течение последних лет наблюдается количественный рост контингента учащихся, в системах последипломного образования, повышения квалификации, переквалификации. Именно поэтому возникает необходимость исследования проблематики образования взрослых, которая непосредственно связана с этой сферой. Начало XXI века характеризуется преобразованием образования взрослых в мощный фактор общественного прогресса и развития личности. Концептуальный анализ этой области нуждается в развитии методологических основ исследования, осмысления этой проблематики в контексте исторических и современных тенденций развития непрерывного образования. Среди актуальных задач — проблема комплексного исследования процесса формирования и развития концептуальных основ, исторических предпосылок, сравнительного исследования образования взрослых, разработка научных рекомендаций по вопросам модернизации национальных систем образования взрослых, исследования тенденций модернизации образования взрослых как феномена непрерывного образования. Вместе с тем следует учитывать недостаточную разработанность теоретико-методологических основ сравнительных исследований в области образования взрослых и необходимость обобщения теоретических основ исследования образования взрослых. Постановка проблемы исследования. Важно всесторонне охарактеризовать процесс становления и развития теории и практики образования взрослых, проанализировать особенности формирования андрагогический основ исследования обучения взрослых, конкретизировать сущностные характеристики развития образования в ХХ в. («Образования взрослых в течение жизни», «непрерывного образования взрослых», теории и методики образования взрослых, «дальнейшего образования взрослых», «восстановительной образования взрослых», «неформального образования взрослых»), раскрыть различные психолого-педагогические подходы к модернизации образования взрослых ( мотивационно-программно-целевой подход, деятельностный подход, аксиологический подход, личностно-ориентированный подход и т. д.), систематизировать основные тенденции развития образования взрослых (модернизация западных парадигм образования взрослых, демократизация общества средствами образования взрослых, развитие социального партнерства и др.). Следовательно, необходим системный подход к анализу теоретико-методологических основ образования взрослых и только на этой основе — разработка предложений относительно дальнейших сравнительных исследований в этой сфере. Цель статьи заключается в характеристике международных тенденций развития образования взрослых и конкретизации некоторых европейских тенденций развития этой сферы на историко и сравнительно-педагогическом уровнях. Современные глобальные тенденции развития образования взрослых усиливают интерес ученых к национальной специфике развития этой отрасли. Национальное своеобразие эволюции этой сферы присуща большинству европейских стран. Об этом свидетельствует отсутствие стереотипных подходов и стандартов определения стратегии развития образования взрослых. Научные исследования рассматриваемого вопроса. Отмечаем, что концепция образования взрослых («adult education») сформировалась как самостоятельное научное направление в 70-х годах ХХ в. Это одна из наиболее дискуссионных сфер, что объясняется спецификой общекультурного и образовательного уровня развития различных стран и неоднозначностью трактовки категории взрослого человека (Р. Каффарелла, А. Грейс, П. Джарвис, М. Ноулз, А. Роджерс и другие). Наиболее распространенным трактовкой понятия «образование взрослых» является рассмотрение ее как любой образовательной деятельности взрослого человека независимо от содержания, профессиональной направленности, сроков и форм обучения, степени институциализации. Единственным критерием является возраст человека. В последнее время прослеживается тенденция к сужению значения этого понятия: оно трактуется как «институционализовани услуги по образованию взрослых» после получения основного образования. Такое определение рассматриваемого обучение сближает его с современными определениями зарубежными авторами понятий «продлена образование» и «дополнительное образование». Предусмотрена также тенденция к слиянию различных терминов, отражает сближение концептуальных подходов к их трактовке. Примером может служить сочетание сроков «продлена образование» и «образование взрослых» в понятие «продлена образование взрослых» («adult continuing education»), что соответствует понятийному аппарату термина «дополнительное образование взрослых». В таком же значении используются в научных трудах термины «образование взрослых» («adult education») и «продлена образование» («continuing education»). На данный момент концепция непрерывного образования, в отличие от традиционной образовательной парадигмы, не признает окончательной завершенности в развитии личности; это касается как профессионального, так и личностного потенциала человека. Актуальное значение приобретает проблематика сравнительного анализа процесса развития непрерывного образования вообще и образования взрослых в частности. Реализация этой задачи требует четкого определения такого: теоретико-методологических основ исследования тенденций развития образования взрослых в странах Западной и Восточной Европы, концептуальных подходов к анализу развития национальных систем этих государств, нормативного обеспечения эффективного развития образовательных систем в странах Западной и Восточной Европы во второй половине ХХ века. Характеристика проблемы и направления исследования. Одной из наиболее актуальных проблем образования взрослых в Украине является проблема формирования профессиональной культуры будущих специалистов, их конкурентоспособности, адаптации к современным условиям и требованиям рынка труда. Среди причин отставания образования взрослых Украины от практики технологически развитых стран можно выделить следующие: — оценка потенциальных возможностей образования взрослых; — недостаточности научного обоснования образовательной политики в целом; — сосредоточение внимания на проблемах образования юного поколения; — отсутствие необходимой нормативно-правовой базы; — недостаточного исследования зарубежного опыта в этой сфере; — мало количества рекомендательных документов международных организаций. Именно поэтому, считаем, важно исследовать исторические и сравнительно-педагогические аспекты развития образования взрослых, а также выявлять связь с современностью. На западе образование взрослых в начале XXI века. существует в двух основных формах: европейской и американской. История образования взрослых в Соединенных Штатах Америки имеет свои традиции. Так, в 1964 году в США было только 16 образовательных программ для взрослых. И хотя первое отделение образования взрослых была создана в 1920 году в Великобритании, однако только в 60-х годах прошлого века в англо-саксонской цивилизации произошел резкий рост значимости образования взрослых как особой сферы академических исследований. 1986 состоялась первая Международная конференция по истории образования взрослых в Оксфордском Университете, на которой работали ученые Великобритании, других стран Европы, Северной Америки и Востока, Японии. В 1989 году в Университете Сиракузы (США) канадскими и американскими учеными осуществлен проект, направленный на анализ взаимоотношений между профессиональным образованием и образованием взрослых. Исторический анализ свидетельствует, что в 1919 году был основан Мировую Ассоциацию по вопросам образования взрослых в Лондоне, которая функционировала до начала Второй мировой войны. Начиная от 1949 года упомянуты ЮНЕСКО постоянно актуализирует проблематику развития международного движения в сфере образования взрослых. В Эльсиноре (Дания, 1949 год), в Монреале (Канада, 1960 год), в Токио (Япония, 1972 год), в Париже (Франция, 1985 год) и Гамбурге (Германия, 1997 год) было проведено международные симпозиумы по вопросам образования взрослых. На VI Международной конференции в Бразилии, которая должна состояться в декабре 2009 года, эксперты ЮНЕСКО запланировали утвердить постановление об увеличении финансирования и повышение ответственности правительств стран за образование взрослых. Международная конференция ЮНЕСКО по образованию взрослых (КОНФИНТЕА) является важной основой международного уровня политического диалога и принятия новых обязательств в сфере образования взрослых; она является также одним из крупнейших форумов, возглавляемых ЮНЕСКО, с широким участием негосударственных организаций, учреждений системы ООН, региональных организаций, профсоюзов и частного сектора.

Рубрика: Общие основы педагогики

- 05.12.2014