Общество как сфера гуманитарного знания

Реферат на тему: Общество как сфера гуманитарного знания План Предмет религиоведения Структура религиоведения Основные категории религиоведения Методы и принципы религиоведения Предмет религиоведения Человеку изначально было присуще стремление к познанию Вселенной, общества, собственного бытия. Сейчас титаническими усилиями многих поколений накоплен огромный объем знаний. В то же время неизвестного, непонятного, сомнительного ни стало меньше. И мир, и человек остаются в значительной степени тайной, что достигает высшего начала, высшей разумной силы — Абсолюта, или Бога. Вера в реальное существование этого высшего начала является основой такого не менее таинственного феномена, как религия. Религия такая же древняя, как и сам человек. Нет ни одного народа на планете, который бы не знал религии, как и нет ни одного человека, который бы не имел в ней потребности. Поэтому трудно найти в духовной жизни фактор, который бы играл весомую роль, чем религия. От каменного века и до современной космической эры, испытывая удивительных изменений и метаморфоз, находится она в неразрывной связи с человеческим духом. Величественные храмы Египта и Вавилона гимны, Библия и Парфенон, живопись Рембрандта и скульптуры Праксителя, «Божественная комедия» Данте и «Мертвые души» Гоголя, мысли Платона и Кьеркегора, музыка Гайдна, Баха, Бетховена, социальные идеи Савонаролы и Мюнцера — все это уходит своими корнями религии, благодаря ей своим существованием.
обиду

Религия была решающим импульсом во многих исторических движениях. Принятие Азией буддизма, распространение христианства в Европе, экспансия ислама, Реформация Западной церкви — события, ставшие ощутимыми вехами в жизни человечества и в значительной мере определили масштабы, темпы, тенденции мирового развития. Итак, человечество издавна стремилось найти ответы, связанные с загадочным миром сакрального. Впоследствии это стремление привело к формированию отдельной отрасли философских знаний — религиоведения. Общество-знание — достояние многих веков. Но как самостоятельная отрасль религиоведение начало формироваться в XIX в., Отделяясь от онтологии, социальной философии, философии истории, этнологии, этики, эстетики и тому подобное. Общество — отрасль гуманитарных знаний, направленная на постижение сущности, закономерностей происхождения и функционирования религии на разных этапах развития культуры (общества, социальной группы, личности). Предметом религиоведения является своеобразие проявления религиозного феномена; механизм его действия на индивидуальном и общественном уровнях бытия; особенности его функционирования в истории общества; точки соприкосновения и пути взаимодействия с другими сферами культуры — моралью, искусством, наукой и тому подобное. Общество изучает религию: 1) в ее собственном измерении, то есть на религиозном уровне; 2) на философском уровне. В центре исследовательских интересов религиоведения является человек как субъект познания и действия. При этом речь идет не о обособленного индивида, а о человеке, который является частью бытия, своеобразным зеркалом, в котором отражается весь окружающий мир. Поэтому религия в религиоведении выступает не чем-то внешним по отношению к индивиду (только, скажем, совокупность предметов культа или ритуалов), а его внутренним состоянием, глубинной верой в реальное присутствие в жизни высшей силы, которая не поддается объективному выражению. Религия здесь предстает не как отражение эпизодичности или случайности бытия человека в мире, а наоборот — как доказательство неотъемлемости человека от мира, форма осознания им этого единства. Вот почему религиоведение стоит на том, что религия не отрицает, а утверждает в человеке человеческое. Структура религиоведения В структуре религиоведения выделяют: философию религии, истории религии, социологии религии, психологии религии, феноменологию религии и географию религии. Философия религии. Базовым разделом религиоведения является философия религии. Философия религии  — совокупность философских понятий, категорий и концепций, которые дают философское толкование религии. Философские понятия, категории и концепции позволяют теоретически понять религиозный феномен. Осмысление религии всегда было составляющей мирового историко — философского процесса. Как специфическая сфера религиоведческих исследований философия религии отделилась еще в XVII в. ее основателем по праву называют голландского философа Бенедикта Спинозу (1632 — 1677), в творчестве которого феномен религии впервые предстает как философская проблема. Наибольшее же развития философия религии приобретает в работах английского философа Давида Юма (1711 — 1776) и немецких философов Иммануила Канта (1724 — 1804) и Георга — Вильгельма — Фридриха Гегеля (1770 — 1831). Начиная с Нового времени, в философии религии определяются два варианта дальнейшего развития: 1) философское исследование религии и 2) философская теология. Тогда же начинаются и две основные формы философии религии: философское религиоведение и философская теология. Философское религиоведение изучает религиозное отношение к действительности, прежде всего к Божьей реальности. Философская теология (богословие) апеллирует к осмыслению основного объекта религии — реальности Бога. Однако обе формы взаимосвязаны: философское исследование религии не может не касаться объекта религии, а философская теология всегда предполагает определенную концептуализацию действительного или нормативного отношения человека к Богу. Проблемное поле философии религии образуют в первую очередь онтологические вопросы: проблемы иррационально — бытийных истоков религиозной веры, сущности религии, отношения человека и Бога, времени и вечности, «ничто» и абсолюта, богопознания, доказательств бытия Бога, существования священного подобное. Одной из главных черт философии религии является ее людиномирнисть, ведь любой — проблема здесь рассматривается через отношение «человек — сверхъестественное». В рамках этого отношения возникают, в частности, вопросы смысла жизни, соотношение Божественного провидения и свободы воли, священного и профанного, добра и зла и т. В современной философии религии стержневыми есть и гносеологические вопросы: есть ли религиозные соображения и высказывания знаниями подобно научного знания о действительности; какими категориями можно передать религиозные верования; есть религиозные верования рациональными, что общего между наукой и религией и др. Значительное место занимает и проблема смысла языка религии. Философские усилия направляются на определение статуса языка религии (это особая «религиозная язык» или «религиозное использование языка»?); на поиск критериев осознание языковых выражений, используемых в общении верующих; на описания соотношение в этом языке сознательного и бессознательного, осознанного и истинного (ложного), осмысленного и грамматически правильного и тому подобное. Интерпретация религии в философии религии зависит от контекста определенного философского направления — экзистенциализма, феноменологии, философии жизни, герменевтики, позитивизма и тому подобное.

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 07.03.2018