Основные положения по проведению тренингов часть 2

Следует помнить, что во время лекции аудитория пассивно воспринимает информацию, поэтому мнения людей могут отклоняться от темы, если лекция длинная, представленная информация не соответствует теме, лектор читает материал не слишком динамично. Поскольку во время лекционных занятий возможности для взаимодействия между лектором и аудиторией крайне ограничены, лектор и слушатели не могут быть уверены в том, что толкуют содержание лекции одинаково. Естественно, хорошо подготовлена и прочитана лекция больше заинтересует аудиторию, чем такая, когда лектор плохо ориентируется в теме, смущается или стесняется или, что особенно негативно влияет на интерес аудитории, читает текст лекции слово в слово за конспектом, а не оживляя ее, не поддерживая контакт с аудиторией глазами. Мини-лекции. Мини-лекции отличаются от полноформатных лекций значительно меньшей продолжительностью. Обычно мини-лекции не превышают 10-15 минут и используются для того, чтобы кратко донести новую информацию до многих людей одновременно; рассказать, как выполнять определенные действия, которые впоследствии будут изучать сами участники в ходе практических упражнений; подвести итоги работы малых групп для всей аудитории. Мини-лекции часто применяются как части целостной темы, которую желательно излагать полноформатной лекцией, чтобы не утомлять аудиторию.
http://vuzlovu.net/

Тогда информация предоставляется по очереди несколькими отдельными сегментами (мини-лекциями), между которыми применяются другие формы и методы обучения: периоды вопросов — ответов, упражнения на проверку усвоения материала, рухавкы, работа в составе малых групп и тому подобное. Презентации. В отличие от лекций, которые дают знания по многим аспектам определенной теме, их взаимосвязи с целью создания целостного, теоретически обоснованного взгляда на определенное явление, презентации направлены на предоставление новых результатов, новой информации по конкретному, достаточно узкого, практического аспекта темы, которая является предметом обучения. Успешная презентация требует от того, кто ее проводит: заранее потренироваться в проведении презентации, чтобы выглядеть и чувствовать себя уверенно; заранее организовать все необходимые условия для проведения презентации (подготовить рабочее место, средства наглядности — плакаты, слайды, демонстрационную аппаратуру и т. п.); в ходе работы периодически спрашивать аудиторию по понятности новой информации, поддерживать постоянную обратную связь; проявлять гибкость, быть готовым к непредвиденным обстоятельствам, ведь представлена новая информация для кого-то может оказаться такой, что отрицает его устоявшимся взглядам. Коллективные презентации. Это такая форма представления материала, когда несколько (три или больше) человек вместе (по очереди) сообщают информацию аудитории. Согласно указаниям ведущего, который регулирует очередность выступлений, каждый представляя делает доклад определенной продолжительности (обычно до 15-20-и минут). Как правило, каждое сообщение посвящено какому-то одному из нескольких аспектов (измерений, взглядов) одной темы. В основном в конце коллективных презентаций предусматриваются вопросы аудитории каждом докладчику. «Мозговой штурм». Этот метод тренингового обучения применяется как для обсуждения всей группой участников, так и в малых группах. Его цель — сформулировать как можно больше идей на заданную тему. «Мозговой штурм» проводится в два этапа: на первом этапе формулируют идеи, на втором их оценивают. Обычно используется большое школьная доска или листе флип-чартного бумаги, где один из участников (или помощник тренера) записывает идеи так, чтобы все могли их видеть. Это стимулирует мышление и удобно для отбора лучших идей в ходе оценивания на втором этапе. Часто бывает полезно для формулирования идей распределить участников по малым группам, а затем объединить их для дальнейшего обсуждения и оценки в составе всей группы. Для эффективного мозгового штурма полезно также выделить два типа идей, предложенных участниками, — кажущихся на первый взгляд, наиболее вероятными для реализации, и наоборот — самыми невероятными. Такое распределение может быть продуктивно использован для начала обсуждения и оценки идей. Использование самых невероятных ответов побуждает людей рассматривать вопрос с разных точек зрения, вводить нестандартный подход и учитывать оригинальные взгляды. Стимулировать выработку идей можно и другим способом: записать несколько различных, но взаимосвязанных вопросов по теме обсуждения на отдельных листах флип-чартного бумаги (или на бумаге плакатного формата) и развесить их на стенах аудитории. Тогда участники, передвигаясь по кругу между этими листами, записывают на них свои идеи. Анализ ситуационных упражнений. Ситуационная упражнение — это реальная ситуация, представленная группе для анализа. Она может быть заимствована из опыта тренера, коллег, литературных описаний, свидетельств очевидцев. Тренер также может сам описать реальную историю, которая имела место в жизни. С помощью этого метода можно проводить анализ реальных ситуаций, определять в них ключевые проблемные вопросы, формулировать идеи о возможном решения таких ситуаций. Но следует помнить, что применение метода ситуационных упражнений потребует от тренера значительных затрат времени на подготовку, тем больших, чем сложнее рассматриваемая ситуация. Анализ критических случаев. Это метод подробного рассмотрения какого-то одного события с целью осознания опыта, формулирование выводов и планирования действий, которые могут дать положительные изменения в будущем. Для такого анализа участники должны иметь определенные базовые знания по теме обсуждения, чтобы легко приводить примеры и формулировать идеи во время выполнения упражнения. Темы для обсуждения может предложить тренер или же группа в процессе мозгового штурма. Ролевая игра. Это эффективная обучающая методика, которая должна быть хорошо продумана и организована, чтобы обеспечить положительное влияние. С помощью ролевой игры можно: приобрести опыт использования определенных навыков в игровой ситуации; проанализировать альтернативные способы действий, идеи, предложенные для выполнения задания игры, изменения ситуации к лучшему; отработать на практике определенные виды поведения в безопасной среде, прежде чем начать их применение в реальной жизни; обрести уверенность в своих силах во время практических действий или репетиции определенного события; закрепить усвоенный материал путем обеспечения обратной связи; Добавить в учебный процесс элемент развлечения. Ролевые игры, как и многие другие игры и тренинговых упражнений, относящихся к интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение предполагает использование различных видов активности участников тренинга: физической (двигательная активность); социальной (активность в социальном окружении-коммуникация, взаимодействие, взаимовосприятие); содержательной относительно тематики тренинга. В соответствии с тем, какая активность доминирует в игре, такая задача и решать в тренинге игра, упражнения. Например, если будут применяться физические упражнения, которые не связаны с содержанием тренинга, то они будут выполнять роль разминки, служить средством оживления группы. Что нужно знать, чтобы провести игру. Для успешной работы тренеру следует иметь собственный «тренерский портфель», быть хорошо знакомым с различными играми (знать цель игры и ее принадлежность к соответствующему классу интерактивных методов), уметь проводить игру в соответствии с требованиями к ведущему тренинга. Преимущества и опасности интернативних игр. Все преимущества содержатся в самой игре, все риски связанные с неуместности применения определенной игры в конкретной тренинговой ситуации (ошибки выбора метода) или неправильного проведения выбранной игры. Есть опасность интерактивных игр связана только с некомпетентностью тренера.

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 03.04.2018