Методологические основы анализа теории и практики школьного учебников по обществоведческих учебных предметов

Методологические основы анализа теории и практики школьного учебников по обществоведческих учебных предметов Если исследование истории и преподавания исторических курсов в последние годы отходит от линейной парадигмы осмысления исторического процесса и трансформируется в цивилизационную, то в историко-педагогических исследованиях преобладает известный линейный подход. Исследование многих педагогических феноменов строится в диапазонах: от незнания к знанию, от неразвитости к совершенству и тому подобное. В области истории учебников в отечественных исследованиях сформирован «линейный» подход к созданию учебных книг диапазоне от книги-носителя знаний, в книгу-инструкор, книги-советчика, электронной книги. Поэтому традиционное изучение теории и практики учебников (М. Арцишевська, Я. Кодлюк) в основном сводится к анализу общественных процессов, вызывавших появление определенных учебных книг, и к осмыслению дидактических, полиграфических, психологических факторов, которые влияли на качество учебной книги. Кроме того, осуществляется сравнение учебных книг на основе определенных универсальных качественных и количественных параметров.
вышивка бисером лебединая верность

Ценность такого исследования преимущественно ограничивается установлением определенных историко-педагогических фактов из практики учебников и определения причинно-следственных связей в области теории учебника. Подобные исследовательские подходы имеют право на существование, но их результаты не дают ответов на вопросы, возникающие в современной практике создания учебных книг. Исследователи истории учебников, сравнивая учебные книги даже однородного исторического периода по современным универсальным критериям, выработанным в теории учебника, очевидно, более интуитивно чувствуют некорректность таких сравнений, поскольку понятно, что санитарно-гигиенические, полиграфические, дидактические и другие требования к учебной книги были различными в разные исторические периоды. И если учебник соответствовал определенным критериям в то время, когда использовался, то нельзя, сравнивая его с книгой позднего хронологического периода, говорить о его недостатках или меньшую ценность. Основная проблема указанных исследовательских подходов заключается в попытке создания универсальной критериальной системы (преимущественно современной) в пределах линейной исторической парадигмы и осуществления анализа книг на этой основе. Понятно, что при таком подходе учебные книги прошлых лет менее совершенными, чем современные учебники. Целью статьи является обоснование нового методологического подхода к исследованию проблем школьного учебников, который можно назвать пидручникоцентричним. Не отрицая утверждение, что учебник является средством обучения и носителем его содержания, замечаем, что учебник также концентрированным остатком определенной образовательной системы, в рамках которой он формировался. Этот вывод сделали на основе анализа и творческого развития результатов исследований В. Безпалька и А. Евтодюк. Теория учебников в контексте педагогических систем была разработана В. Беспалько и представлена в его монографии. Основой подхода ученого к построению теории учебника является общая теория педагогических систем, в которой учебник рассматривается как средство, с помощью которого моделируются основные свойства системы, а затем, в соответствии с моделью, реализуется соответствующий педагогический процесс. Исследователь определяет учебник как информационную модель педагогической системы, элементами которой являются следующее: цели обучения; содержание воспитания и образования; ученики; учителя; организационные формы педагогической деятельности; дидактические процессы как способы реализации целей и педагогического процесса в целом. Теорию образовательных систем на основе синергетического подхода в отечественной философии образования разработала А. Евтодюк. По ее определению, система образования в стране есть только один (макросистема), а образовательных систем, как различных креативных вариантов системы образования, — много. Но каждая из образовательных систем в системе образования имеет свою оригинальную основу, инвариантную для нее (образовательной системы), которая и является залогом ее развития. Образовательная система — это системообразующий подсистема национальной системы образования, наделена специфическими функциями; упорядочена, структурная, самоорганизующаяся целостность исторически обусловленных и взаимосвязанных взглядов, убеждений, идеалов, национальных традиций и практикующих действий, объединенных общими мотивами, задачами и целями, направленными на обучение и воспитание человека для достижения им определенного уровня образованности как степени становления личности . Развивая мысль В. Беспалько и А. Евтодюк, заметим, что каждый учебный школьный предмет создает в системе общего среднего образования свою образовательную систему. Элементами этой системы являются акты нормативного обеспечения обучения предмету; требования образовательных стандартов; требования учебных планов и программ по предмету; учебные книги; педагоги; ученики; когнитивная, дидактическая, методическая составляющие профессиональной компетентности учителя-предметника; система методических служб города, района, региона, государства по предмету; факультеты вузов, на которых готовят педагогов по предмету; ученые и научно-исследовательские учреждения с направления этого предмета и тому подобное. Группа однородных предметов создает отраслевую образовательную систему. Например, учебные предметы советской школы — «История СССР», «Всемирная история», «Супильствознавство», «Основы Советского государства и права», «Основы экономических знаний», «Этика и психология семейной жизни» — создавали отраслевую образовательную систему обществоведческих учебных предметов в рамках системы образования государства. Именно поэтому школьную обществоведческую образование можно определить как отраслевую образовательную систему, имеет внутреннюю структуру и функциональные связи между элементами структуры, в состав которой включены образовательные системы отдельных обществоведческих предметов. Обществоведческая отраслевая образовательная система взаимодействует с другими образовательными системами в рамках государственной системы образования. Учебник является важным элементом этой системы, постоянно находится под трансформационным влиянием других элементов образовательной системы, и, в свою очередь, осуществляет обратное воздействие на них. Отличие нашего подхода в определении места учебника в образовательной системе от подхода В. Безпалька заключается в следующем. В. Безпалько предложил идеальную универсальную схему анализа качества учебника, которая отвечает исключительно современному пониманию роли и места учебной книги в образовательном процессе и вписывается в современные подходы к учебников. Поэтому почти все учебники прошлых веков и значительное количество современных книг при таком подходе диагностируются как «монографические» или «непидручникы». Предлагаем конкретно-исторический подход к анализу качества учебной книги в пределах той исторической образовательной системы, в которой учебная книга сформирована и использовалась. Критерии оценки учебников при таком подходе трансформируются из универсальных на конкретно-исторические по смыслу и функций элементов определенной образовательной обществоведческой системы. Поскольку изменения в пределах образовательных систем и в государственной системе образования вызваны не только целенаправленным рассчитанным воздействием, а происходят также благодаря стохастическим самоорганизационным процессам в пределах образовательных систем, то, считаем, методологической основой исследования теории и практики учебников может стать синергетический подход к проблемам развития и трансформации образовательных систем.

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 21.03.2018