Организация музыкального образования в украине второй половины xix — начала xx века часть 2

Именно указанные украинские композиторы успешно совмещали творческую деятельность с педагогической работой. Их унесок в организацию музыкального образования способствовал плодотворному развитию национальной педагогики искусства. Во второй половине XIX века наблюдается тенденция к организации специальных музыкальных учебных заведений. Подготовку хоровых дирижеров начинают осуществлять музыкальные училища, открываются во многих губернских центрах. Важными центрами хорового пения были духовные учебные заведения (церковно школы, епархиальные училища, гимназии, духовная академия). Объем полученных знаний, в том числе и с хорового дирижирования (в семинариях), позволял многим воспитанникам этих учебных заведений стать хоровыми дирижерами. Среди выпускников духовных учебных заведений М. Леонтович, О. Кошиц, К. Стеценко, П. Козицкий. Свидетельством осознание глубокого культуротворческого влияния хорового искусства на формирование личности является то, что хоровое пение изучался почти во всех учебных заведениях Украины. Например, в Коллегии П. Галагана все ученики изучали пение, теорию и историю музыки. Основатель Коллегии высказывал мнение о том, что предметы художественного цикла в значительной степени способствуют правильному умственному и нравственному развитию как необходимой предпосылке подготовки к университетского обучения.
Вы хотите подарить ребенку развивающую игрушку? Для этого отлично подойдет сборная модель самолета в широком ассортименте на eradetstva.ru

Высокий уровень вокально-хорового образования отмечал деятельность Киевского института благородных девиц, основанного в 1836 году. Обучение музыке в этом и других подобных заведениях осуществлялось уродовж всего срока обучения (6 лет) по специальной «Программой музыкального курса в институтах Ведомства учреждений Императрицы Марии». В этом документе раскрыты сущность и основные положения музыкально-педагогического образования того времени, основной целью которой была подготовка воспитанниц к преподаванию элементарных музыкальных знаний. О основательность музыкального образования свидетельствует количество занятий, которые распределялись следующим образом: хоровое пение — 6:00 в неделю, церковное пение — 2:00, инструментальная игра — 4:00. Ярким примером художественного образования были педагогические учебные заведения (учительские семинарии и учительские институты), где вокально-хоровое обучение составляло важный элемент профессиональной подготовки будущего педагога. Учебным планом предусматривалось изучение хорового пения, теории музыки и сольфеджио, игры на музыкальных инструментах. Существенное место отводилось хоровом искусству в гимназиях. В процессе занятий хоровым пением характерной для всех гимназий была ориентация на формирование развитого эстетического вкуса. Так, в 1-й Киевской мужской гимназии работал педагог-пианист Шмидтдеберг, воспитавший ряд известных музыкантов и деятелей. Музыке и хоровому пению отводилось основное место в системе художественных дисциплин. О основательность музыкального образования свидетельствует введение в учебный план гимназии игры на музыкальных инструментах, благодаря чему стало возможным функционирование симфонического оркестра в данном музыкальном заведении. В других учебных заведениях (прогимназии, училищах, начальных школах) музыкально-воспитательный процесс не приобрел систематический характер, зависел от руководства или преподавателя этого предмета, часто регулировался потребностями богослужения, событиями из жизни школы, города. В хоровой культуре Украины конца XIX — начала ХХ века одной из ведущих тенденций был интенсивное развитие церковного певческого движения. С ним была связана плодотворная дирижерская деятельность таких персоналий музыкального искусства, как О. Кошиц, К. Стеценко, М. Леонтович, Я. Архангельський, Д. Агренев-Славянский, П. Козицкий и др. Другой важной линией в развитии хоровой культуры указанного периода является активизация демократического певца движения, роли хоровых коллективов в концертно-музыкальной жизни страны. Весомыми художественными достижениями в этом направлении обозначена дирижерская деятельность Лысенко и представителей его школы (О. Кошиц, К. Стеценко, Я. Яшиневич, П. Демуцький), а также замечательных музыкантов Леонтовича, Г. Давидовського, В. Попадич, А. Юрьян, В. Верховинця и др. По своим жанрово-стилистическим признакам репертуар хоровых коллективов охватывал литургические произведения, обработки народных песен, оригинальная хоровую творчество композиторов. В истории становления музыкального образования на Западной Украине вторая половина XIX в. обозначена развертыванием музыкально-образовательной работы и активизацией хорового движения. Ячейками хорового пения были преимущественно такие учебные заведения, как гимназия и семинария, а также функционирование музыкально-хоровых обществ: «Боян», «Бандурист» и др. Учредителями и руководителями были А. Вахнянин, Ф. Колесса, С. Людкевич, Д. Сичинского. С целью координации творческого сотрудничества различных музыкальных учреждений в 1903 году было основано «Союз певческих и музыкальных обществ" (с 1907 года переименован в «Музыкальное общество имени Николая Лысенко»). Особенностью становления и развития музыкального образования на западноукраинских землях в этот период было то, что она зависела преимущественно от состояния хоровой музыки и ее пропаганды. Вокруг последней концентрируется много художников, формируется исполнительство, возникают музыкальные школы, культурно-просветительные общества. Используя достижения западноевропейской педагогики, опираясь на традиции существующей с XVII-XVIII вв. отечественной музыкально-образовательной системы, на которой базировалось обучение в братских школах и Киевской академии, прогрессивные музыканты понимали необходимость выработки самостоятельной педагогической концепции, которая отвечала бы новому историческому этапу развития музыкальной культуры, основанной на принципах демократизма и народно-национального творчества. ЛИТЕРАТУРА 1. Архимович Л., Шреер-Ткаченко А., Шеффер Т. Музыкальная культура Украины. — М .: Гос. муз. изд-во., 1961. — 261 с. 2. Булат Т. П. Николай Лысенко. — К .: Музыкальная Украина, 1981. — 118 с. 3. Горбенко С. С. Детское хоровое искусство в Украине: Учебно-методическое пособие. — К .: ИЗМН, 1999. — 253 с. 4. Гордейчук М. М. Николай Лысенко и возрождение украинской культуры // Народное творчество и этнография. — 1992. — №2. — С. 5-12. 5. История украинской музыки / АН УССР. Ин-т искусства, фолькл. и етногр. им. М. Т. Рыльского. — К .: Наук. думка, 1989. — 464 с. 6. Мартынюк А. К. Дирижерско-хоровая школа в украинском образовании // Теоретические и практические основы культурологии: Вып. 3. — Запорожье: ЗГУ, 2000. — С. 106-112

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 30.05.2018