Определение сущности художественно-эстетического опыта будущего учителя хореографии

Определение сущности художественно-эстетического опыта будущего учителя хореографии Реформирование национальной системы образования невозможно без воспроизведения и трансляции культуры во всем разнообразии отечественных и мировых образцов. Привлечение к достижениям различных видов искусств, достижений народного творчества обеспечивает эстетическое развитие личности, высокую художественную образованность подрастающего поколения, формирует его художественные чувства, вкусы и взгляды. Практика показывает, что до сих пор сохраняются диспропорции в профессиональной и общекультурной подготовке студентов в высших педагогических учебных заведениях, недостаточное использование эстетико-воспитательного потенциала хореографического искусства в развитии личности будущего учителя.
фуршеты спб

Содержание и организационно-методическое обеспечение учебного процесса ориентированы прежде всего на технологические аспекты хореографии, что не позволяет раскрыть целостное поле смыслов хореографической культуры. Поэтому в современных научных исследованиях акцентируется художественно-эстетический опыт как такое личностное образование, сформированность которого обеспечивает интегральность хореографического профессионализма, педагогических умений и общекультурной компетентности. Художественно-эстетический опыт обеспечивает возможность постоянного духовного самосовершенствования личности, формирования ее интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации. Художественно-эстетический опыт имеет особое значение в развитии личности, поскольку от его сформированности в значительной мере зависит формирование у граждан полноты социального мировоззрения, ценностных ориентаций, эффективность привлечения к активной художественно-творческой деятельности, в общем развитие художественных традиций, возрождение национальной культуры. Поэтому цель нашей статьи состоит в обобщении теоретических подходов к раскрытию сущности эстетического опыта и определении специфики художественно-эстетического опыта будущего учителя хореографии. Анализ категории «художественно-эстетический опыт» мы осуществляли в контексте общефилософского, психологического и педагогического понимания понятия опыта. Сущность философского подхода к толкованию категории «опыт» заключается в следующем: 1) опыт понимается как способ реализации деятельностной сущности человека в предметном мире культуры (А. Лой, В. Александров); 2) опыт является отражением в сознании объективного мира в процессе чувственного восприятия на основе практического изменения человеком окружающей среды (Аристотель, Дж. Беркли, Д. Юм, Д. Дидро, П. Гольбах, П. Фейербах); 3) опыт личности является взаимодействием чувственного и рационального, эмпирического и интеллектуального, интуитивного и теоретического (Р. Декарт, Б. Спиноза, Кант, А. Аверин, М. Вахтомин, В. Павлов, В. Панов); 4) формирование опыта личности связано с развитием его индивидуальных качеств, приобретением знаний и совершенствованием умений и навыков, которые могут производиться только в процессе социально значимой деятельности (Ф. Бэкон, Гоббс, Д. Локк, Дж. Дьюи, В. Джемса) . Психологический анализ опыта заключается в выявлении особенностей и источников субъективного опыта, определении его места в структуре личности. Различные психологические парадигмы позволили разработать вариативные подходы к дефинитивной характеристики опыта. Так, последователи асоционизму и бихевиоризма обусловливают опыт внешними воздействиями, прежде всего, процессом обучения. Зато предлагаемая гештальтпсихологией концепция целостности опыта личности приводит к признанию единственно возможным путем формирования последнего процесс индивидуальной спонтанной взаимодействия с окружением. В рамках французской исторической психологии сформировалась теория становления опыта в процессе активной творческой деятельности личности, направленной на усвоение производительных достижений предыдущих поколений. Современная психология рассматривает опыт как компонент структуры личности (Л. Воробьева, К. Платонов). Концепция деятельностной сущности человека — одна из основных в психологии (П. Гальперин, В. Давыдов, Л. Занков, Леонтьев, С. Рубинштейн и др.). В ее контексте каждая психическая качество личности тесно связана с теми или иными видами психической деятельности, которая, в свою очередь, определяется конкретными действиями внешнего мира. К. Платонов в своей концепции динамической функциональной структуры личности выделяет опыт как одну из подструктур (наряду с направленностью, особенностями психических процессов и биопсихических процессами), объединяющая знания, умения и навыки и характеризует индивидуальную культуру личности . Автор утверждает, что в опыте человека проявляется динамика форм отражения (от кратковременных психических процессов в устойчивых качеств личности), а также динамика уровней развития способов деятельности. По его мнению, опыт уплывают ниже подструктуры (память, эмоции, восприятие, чувства, волевые процессы). В свою очередь, опыт оказывает влияние на высшую подструктуру — направленность личности, ее ценностные ориентации. Поскольку представление человека о себе существенно определяют ее действия, поведение и опыт, в этом аспекте важности для нашего исследования приобретает теория самоактуализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, Дж. Келли). Самоактуализация определяется как полное использование и реализация способностей, таланта, потенциала личности (А. Маслоу). Самоактуализирующиеся личности реализуют все, на что они способны: это люди, развиваются адекватно их возможностям. К. Роджерс в контексте теории полно функционирующей личности обосновывает необходимость соответствия между сообщенным, прочувствованным и имеющимся для опыта. Первой качеством человека, по его мнению, является открытость опыту, что дает возможность переструктуровуваты собственные реакции в соответствии с новыми возможностей опыта. Поскольку обучение трактуется и философией, и психологией как путь формирования опыта, оправдана определенное внимание педагогической науки к указанной проблеме. Ею выявлена зависимость эффективности процесса усвоения социального опыта человечества от педагогического воздействия. Соответственно содержание образования рассматривается как социокультурный опыт в единстве знаний, способов творческой, поисковой деятельности (умений и навыков) и эмоционально-ценностного отношения к миру. Педагогической наукой утверждается, что опыт не тождественен знанию, он не может быть сведен к совокупности представлений о деятельности и ее предмет. Опыт содержит, кроме объективного содержания, также интерсубьективний. Он способен сохранить восприятие предмета или явления как переживания деятельности, «чувство внешнего как внутреннее самочувствие». В опыте отражаются не только сами явления, а их значение для жизнедеятельности субъекта. Это вможливлюеться благодаря тому, что опыт аккумулирует не просто чувственные данные, но и схемы деятельности, субъективные деятельные состояния, по которым прошлое может быть актуализированным в настоящем. Таким образом, в контексте психолого-педагогического подхода опыт рассматривается как одна из основных подструктур личности, формируется под влиянием индивидуальных способностей и социальных факторов в процессе деятельности с объектами окружающей среды. В зависимости от того, какой вид деятельности является ведущим в формировании опыта, исследователи выделяют чувственный, практический и теоретический опыт человека. Одним из проявлений чувственного опыта эстетический. Понятие эстетического опыта исследуется наукой в контексте категории эстетического как отражение чувственного отношения человека к действительности. «Эстетическое — это метакатегория эстетики, которая определяет то общее, что характерно прекрасном, безобразном, величественном, комическом, трагическом, низком и другим эстетическим характеристикам жизни и искусства».

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 06.06.2018