Особенности внедрения инноваций в практику обучения учителями различных квалификационных категорий

Особенности внедрения инноваций в практику обучения учителями разных квалификационных категорий „ Национальная доктрина развитую образования "направляет всю образование Украины на переход к новому типу гуманистически-инновационного образования, что должно способствовать существенному росту интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала личности и общества. Этот переход будет сопровождаться постоянным внедрением инноваций в учебный процесс. Успешность этого в значительной степени зависит от отношения к инновациям учителей. Поэтому изучение субъективных факторов инновационных процессов является актуальной проблемой.
ванна Koller Pool Neon

Выявить совокупность зависимости инновационной деятельности учителей истории от их квалификации и типа учебного заведения, возрастных категорий учащихся, с которыми он работает, и отношение преподавателя к своей профессии. Автором ранее исследовались отдельные проблемы инновационной деятельности учителей истории в частности, аспекты распространенности инноваций в практике обучения, влияния различных факторов на внедрение инноваций, зависимости инновационной деятельности учителя от определения им целей и задач обучения истории. Цель статьи — на основе анализа результатов анкетирования учителей (Украина, осуществленного в 2000—2001 гг. При поддержке Министерства образования и науки Украины) выявить влияние квалификационных категорий учителей и типов учебных заведений (в которых они работают) на ход инновационных процессов в обучении истории. Опрашиваемым (2152 лицам) было предложено самостоятельно определить цель обучения учащихся истории; типы, методы и средства обучения, мешает внедрять новейшие технологии в собственную практику, кто является инициатором нововведений в преподавании истории в школе, привести примеры новинок, введенных в течение последнего года. В результате обработки личных данных выяснилась наличие зависимости количества использования инноваций от психологических особенностей возрастных групп учащихся, с которыми работают педагоги. Анкетированные условно были разделены на группы: те, кто в основном работает в 5-7 классах — 513 человек, 8-9 классах — 973 человека, 10-11 классах — 666 человека. Учителя, работающие в 5-7 классах, чаще всего определяют целью обучения истории развитие личности (6,63%), воспитание патриота (17,74%), воспитание творческого человека (2,53%), развитие исторического мышления (16,37 %), привитие интереса к предмету (5,46%). Учителя 8-9 классов в своей деятельности делают упор на формировании знаний (15,11%), обучении учащихся самостоятельно добывать знания (2,47%). Педагоги, работающие со старшеклассниками (10-11 класс), сосредоточены на формировании мировоззрения (4,95%), исторического сознания (5,41%), подготовку учащихся к жизни (5,11%), меньше — на формировании знаний (10,06%), развития мышления (13,81%). Среди инноваций учителя 5-7 классов чаще используют элементы программированного обучения (22,03%), групповые виды деятельности (27,10%), экскурсии (9,16%), опорные сигналы (38,21%), ведут индивидуальную регистрацию достижений (27,49%). Учителя 8-9 классов больше применяют ТСО (14,90%), театрализованные игры (3,60%), защита проектов и рефератов (12,95%). В старших классах учителя больше используют проблемное обучение (72,82%), групповые виды деятельности (27,18%), различные соревнования (18,67%), дискуссии (29,13%), семинары (23,12%), исследования (11,41%), тестовую проверку (42,94%). Определяя основные препятствия в инновационном процессе, учителя 5-7 классов чаще называют критическое отношение к нововведениям со стороны учеников (5,26%), недостаточность опыта (12,87%) 8-9 — больше жалуются на отсутствие информации о нововведении (31,35%) и технических средств обучения (16,03%). Среди учителей старших классов больше тех, кто считает главными препятствиями нежелание учителей-то менять в преподавании (6,01%), возложение на привычные методы обучения (7,30%), отсутствие поддержки со стороны администрации (6,16%), нежелание перемен со стороны учеников (8,11%), большие затраты времени (16,07%), неудовлетворенность результатами труда (7,21%). Учителя, работающие в 5-7 классах чаще считают инициаторами инноваций администрацию школ (20,18%), методические объединения учителей истории (24,17%) и творческие группы учителей (9,36% ); в 8-9 классах — собственную инициативу (31,24%) и методические кабинеты отделов образования (10,59%); а 10-11 классов — собственную инициативу (31,53%), учащихся (6,91%) и кабинеты истории институтов последипломного образования (8,11%). Рис. 1. Использование инноваций учителями истории, которые работают с различными возрастными группами учащихся. В проведенного анкетирования вместе с учителями общеобразовательных школ (1946 учителей) было привлечено преподавателей лицеев (101 человек) и гимназий (53 человека). Анализ ответов на вопросы анкеты демонстрируют наличие существенных различий в течении инновационного процесса в учебных заведениях нового типа. Преподаватели лицеев и гимназий, как их коллеги из общеобразовательных школ, считают главными задачами школьного исторического образования воспитания патриотов (17,16% — учителя школ, 17,82% — лицеев, 15,05% — гимназий) и развитие исторического мышления учащихся (соответственно 15,15%, 14,85%, 18,87%), но значительно меньшее их количество относит к цели обучения на формирование исторических знаний (7,92% — учителя лицеев, 3,77% — гимназий, а учителя общеобразовательных школ — 13 , 71%). Учителя лицеев и гимназий хотят больше заниматься формированием мировоззрения (6,93% — лицеев, 11,32% — гимназии, и только 3,39% — школ) и исторического сознания (5,94% — лицеев, 7,55% — гимназий , 4,06% — школ), однако меньше обращают внимание на необходимость прививать интерес к истории как учебного предмета и учить учащихся самостоятельно добывать знания. К тому же учителя лицеев несколько иначе подходят к определению цели обучения истории, чем учителя гимназий. Они акцентируют внимание на необходимости готовить детей к жизни (8,91%: 0), но мало ориентируют на развитие творческих способностей (0%: 1,89%), формирование умения отстаивать свою точку зрения (0,99%: 3,77 %). Рис. 2. Определение целей обучения истории учителями учебных заведений различного типа. Учителя учебных заведений нового типа чаще применяют инновации, чем их коллеги в общеобразовательных школах. Последние лидируют только на использование групповых форм обучения (26,21% против 22,77% у учителей лицеев и 18,85% — гимназий), соревнований, турниров и конкурсов (16,44% против 10,89% и 13,24% ), тестовых проверок знаний учащихся (40,15% против 35,64% и 37,74%). По остальным показателям учителя лицеев и гимназий опережают коллег общеобразовательных школ, причем учителя лицеев больше предпочитают групповой работе (22,77%: 18,87%), использованию ТСО (21,78%: 16,98%), театрализованным и ролевым играм (4,95%: 1,89%), дискуссиям (33,66%: 22,64%), экскурсиям (12,87%: 3,77%), семинарам (25,74%: 16,95%) , защиты ученических проектов (14,85%: 9,43%). Учителям гимназий больше нравится проблемное обучение (13,58%: 72,28%), использование элементов программированного обучения (28,30%: 18,81%), соревнования (13,21%: 10,89%), организация ученических исследований (15,09%: 12,87%), использование опорных сигналов (39,62%: 32,67%).

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 09.10.2018