Опыт разработки методов дистанционного обучения иностранным языкам

Отсутствие общего подхода к разработке методики практических курсов дистанционного обучения иностранным языкам можно рассматривать как основную методическую проблему в этой области. Нерешенность этой проблемы, заметно тормозит процесс внедрения дистанционного обучения иностранным языкам в практику образования, можно объяснить как ее относительной новизной, так и ее сложностью. Это обусловлено тем, что суть проблемы находится в точке пересечения двух предметных областей. Первая — новейшие информационные технологии, вторая — собственно методика обучения иностранным языкам. Уникальность дидактических свойств компьютерных телекоммуникационных сетей по цели обучения иностранным языкам заключается прежде всего в том, что продуктивное обучение различных видов иноязычной речевой деятельности может осуществляться дистанционно благодаря

  • возможности индивидуального двустороннего телекоммуникационного общения студента с преподавателем и с партнерами по учебе;
  • доступа к многочисленным источникам языковой учебной информации, которая хранится в памяти сетевых компьютеров и распространяется через технические средства связи.
Особенности психолого-педагогических условий проведения образовательного процесса, присущие той или иной форме обучения, в значительной степени определяются тем, какие реальные возможности имеют студент и преподаватель для межличностного общения. Для дистанционного обучения иностранным языкам такой особенностью является непрямой опосредованный характер процесса общения между преподавателем и студентом, которое осуществляется через компьютерные коммуникации. Дистанционное обучение предоставляет возможность постоянного и динамичного телекоммуникационной связи на расстоянии студента и преподавателя и студентов между собой, при этом инициатива такого общения может происходить от любого из указанных объектов учебного процесса. Именно эта особенность позволяет сделать ДО иностранных языков через Интернет существенно отличным по форме от заочного обучения и какой-то мере приблизить его к глазному. Понятно, что телекоммуникационное общение не имеет (по ряду психологических и педагогических причин) заменить в полном объеме непосредственное «живое» общение. Определяющее влияние способа межличностного общения субъектов учебного процесса на выбор методического подхода и оптимальной организационной формы для результативного обучения можно объяснить с позиций теории деятельности, разработанной А. Н. Леонтьевым. Согласно этой теории, процесс обучения представляет собой процесс совместной деятельности ученика (студента) и преподавателя. Для того, чтобы деятельность субъектов обучения была общей и взаеморегульованою необходимо наличие коммуникации между ними, которая бы обеспечивала их межличностное общение. Коммуникация здесь выступает как средство взаимного обмена субъектами опытом своей деятельности с одной стороны и как средство целенаправленного управления совместной деятельностью — с другой. Таким образом, логично сделать вывод, что реальные возможности межличностного общения, которые определяются способом его осуществления, диктуют свои требования к методике и организации учебного процесса. Как отмечалось выше, эффективность использования того или иного средства обучения во многом зависит от его дидактических особенностей. Глобальная сеть Интернет является уникальным средой для обучения иностранным языкам. Колоссальные информационные и дидактические возможности компьютерной сети наиболее эффективно используются для:
  • учебной деятельности в процессе дистанционных курсов;
  • самостоятельной познавательной деятельности студентов;
  • учебно-воспитательного процесса на занятиях и вне занятий, в том числе в системе дополнительного образования.
Для того, чтобы определить дидактические возможности компьютерной сети для преподавания иностранных языков, прежде всего, необходимо определить специфику этой дисциплины, ее цели и задачи. Цель и задачи обучения иностранным языкам в нелингвистических вузах в соответствии с государственным стандартом образования обусловлены теми функциями, которые эта дисциплина выполняет в общей системе образования. К таким функциям относятся:
  • практическая функция, которая обеспечивает формирование коммуникативной компетенции студентов (практическое владение иностранным языком в ограниченном объеме как средством общения в быту и профессиональной деятельности);
  • общеобразовательная функция, которая предусматривает формирование у студентов элементарной лингвистической компетенции, знакомство с культурой страны, язык, который изучается (страноведческая компетенция) и профессиональной компетенции;
  • воспитательная функция, направленная на формирование и развитие у студентов системы этических ценностей.
Изучение иностранного языка способствует повышению общеобразовательного уровня и квалификации специалистов и рассматривается как составной элемент системы образования, которому присущи целостность, автономность и специфика. Требования к подготовке специалистов сельского хозяйства нового типа отражены в квалификационных характеристиках выпускников аграрной высшей школы (как бакалавров, так и специалистов) и предусматривают наличие высокой культуры и знания иностранного языка. Выпускник сельскохозяйственного вуза должен обладать навыками разговорной речи, чтения, перевода и реферирования текстов по специальности. Мотивацией к изучению иностранных языков служит профессиональная потребность студента стать высококвалифицированным специалистом сельского хозяйства с умением общаться на иностранном языке и получать информацию с новейшей зарубежной литературы. Поэтому одной из особенностей этой учебной дисциплины в аграрных вузов является его профессионально-ориентированный характер. Специфика дисциплины «иностранный язык» заключается в том, что доминирующим компонентом содержания обучения иностранному языку является не основы наук, а способы деятельности — обучения различных видов языковой и речевой деятельности: речь, аудирование, чтение, письмо. Согласно психологической теореюи деятельности, обучения любого вида деятельности осуществляется в процессе ее реализации. В основе формирования умений по любому виду иноязычной речевой деятельности лежат слухомоторных навыки. Поэтому приоритет в обучении иностранным языкам должно принадлежать выполнению упражнений устного характера. В этом заключается как специфика дисциплины, так и основная сложность преподавания иностранных языков, особенно, при формировании навыков речи. Для решения таких задач следует ориентироваться на выбор оптимальных средств обучения, исходя, прежде всего, с их дидактических особенностей и функций. Специфика учебной дисциплины «иностранный язык» — формирования коммуникативной компетенции — требует приоритета интерактивных средств обучения для индивидуальной или групповой работы студентов.

Рубрика: Опыт организации творчества студентов

- 02.12.2014